1,домбристка, народная артистка Казахской ССР Карабалина Бакыт Токсанбайкызы (1939-1991). В оркестре казахских национальных инструментов была солисткой-домбристкой, в репертуаре были произведения народных и зарубежных композиторов. Преподавала в Алма-Атинской консерватории. Во время поездок с концертами в Монголию, Болгарию, Польшу, Францию пропагандировала Казахское искусство. В телефильме «Кайран шешем» о Дине Нурпеисовой сыграла роль Дины. Награждена орденом «Знак Почета». 2, Ахмет Жубанов (1906 – 1968) Жубанов Ахмет (1906-1968)- композитор, дирижер, музыковед, этнограф, народный артист КазССР, дирижер искусствоведения, академик АН КазССР, лауреат Государственной премии КазССР. 3, Курмангазы Сагырбаев Курмангазы Сагырбаев- композитор-кюйши, классик казахской инструментальной музыки. Выходец из народа, Курмангазы всю жизнь боролся против беззакония казахских баев, отстаивал права простых людей (1818 – 1889 4, Тлендиев Нургиса (1925 – 1998) известный казахский композитор, дирижёр, домбрист. Народный артист Казахской ССР (1975), Народный артист СССР (1984). Народный Герой Казахстана (1998 год) 5, Даулеткерей Шыгайулы (1820-1887) композитор, кюйши 6,Дина Нурпеисова (1861-1955) За свою долгую трудовую деятельность Дина создала много песенных шедевров. За творческий труд Дине Нурпеисовой было присвоено звание Народной артистки Казахстана. Её кюи "Булбул" "Эсемконыр" и другие хранятся в золотом фонде казахской музыки. 7, Серкебаев Ермек Бекмухамедович 1926-2013 Казахский и советский оперный певец (лирический баритон). Народный артист Казахской ССР (1958). Народный артист СССР (3.01.1959). Герой Социалистического Труда (3.07.1986) 8. Бибигуль Ахметовна Тулегенова — советская казахская оперная певица (колоратурное сопрано), педагог, солистка Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, народная артистка СССР (1967), профессор, последний человек в истории, удостоенный высшей степени отличия СССР — звания Героя Социалистического Труда (1991). 9. Скрипачка Жамиля Серкебаева - звезда казахстанского классического и эстрадного музыкального олимпа, Заслуженный деятель Казахстана, Лауреат международного фестиваля в Монте-Карло с дипломом «Первая скрипка», член джазовой ассоциации в Нью-Йорке. (Источник: Управление культуры города Алматы) За особые заслуги и высокое исполнительское мастерство ей присвоено почетное звание «Заслуженный деятель Казахстана». 10. Батырхан Шукеенов 1962—2015 — казахстанский и российский эстрадный певец, музыкант, саксофонист, композитор, поэт]. Заслуженный деятель искусств Казахстана (2010Посол доброй воли ЮНИСЕФ в Казахстане (2009—2015).Один из основателей и солист казахстанско-российской музыкальной поп-группы «А’Студио» 11. Роза Рымбаева (28 октября 1957)советская и казахская эстрадная певица (сопрано), педагог, профессор.Народная артистка Казахской ССР (1986). Лауреат Государственной премии Республики Казахстан (2004). Заслуженная артистка Кыргызстана и Узбекистана. Наибольшая популярность певицы пришлась на 1977—1979 годы, когда она выходила в финалы фестиваля «Песня года» и входила в десятку лучших певиц СССР в хит-параде «Звуковая дорожка» (в 1978 году — 3-е место, сразу после Аллы Пугачевой и Софии Ротару
При работе над оперой композитор может изменять литературное произведение. Опера не обязательно должна повторять сюжет литературного произведения, лежащего в ее основе (либретто). Сюжет может видоизменяться на усмотрение композитора, а некоторые отрывки, представленные в литературном первоисточнике, могут и вовсе отсутствовать в опере на его сюжет. Связано это, в первую очередь, с тем, что на пропевание одного слова в опере уходит куда больше времени, чем на его произнесение при чтении. Поэтому композиторы зачастую как бы перерабатывают литературный текст, выбирая самые важные и значимые на их взгляд части, которые они могли бы включить в будущую оперу.
Теперь конкретно об опере "Руслан и Людмила". Она написана М. Глинкой на сюжет одноименной поэмы А. Пушкина. В целом, опера повторяет сюжет поэмы, но некоторые изменения композитор все же ввел. Например, он сделал акцент на передачу в музыке образа русского человека и опустил некоторые второстепенные сцены и имена некоторых героев, однако это не сделало сюжет оперы менее понятным.
Нельзя не упомянуть некоторые сюжетные изменения. Так, например, в поэме Фарлаф убивает Руслана, в то время как в опере этого не происходит. Изменения, которые внес Глинка в оперу, заметны с первых тактов. Поэма Пушкина начинается всеми известным отрывком, который начинается так: "У лукоморья дуб зеленый...". Первая песнь носит былинный и даже сказочный характер. В то время как опера Глинки начинается с оркестрового вступления - увертюры - яркой, торжественной и стремительной.
2, Ахмет Жубанов (1906 – 1968) Жубанов Ахмет (1906-1968)- композитор, дирижер, музыковед, этнограф, народный артист КазССР, дирижер искусствоведения, академик АН КазССР, лауреат Государственной премии КазССР.
3, Курмангазы Сагырбаев Курмангазы Сагырбаев- композитор-кюйши, классик казахской инструментальной музыки. Выходец из народа, Курмангазы всю жизнь боролся против беззакония казахских баев, отстаивал права простых людей (1818 – 1889
4, Тлендиев Нургиса (1925 – 1998) известный казахский композитор, дирижёр, домбрист. Народный артист Казахской ССР (1975), Народный артист СССР (1984). Народный Герой Казахстана (1998 год)
5, Даулеткерей Шыгайулы (1820-1887) композитор, кюйши
6,Дина Нурпеисова (1861-1955) За свою долгую трудовую деятельность Дина создала много песенных шедевров. За творческий труд Дине Нурпеисовой было присвоено звание Народной артистки Казахстана. Её кюи "Булбул" "Эсемконыр" и другие хранятся в золотом фонде казахской музыки.
7, Серкебаев Ермек Бекмухамедович 1926-2013 Казахский и советский оперный певец (лирический баритон). Народный артист Казахской ССР (1958). Народный артист СССР (3.01.1959). Герой Социалистического Труда (3.07.1986)
8. Бибигуль Ахметовна Тулегенова — советская казахская оперная певица (колоратурное сопрано), педагог, солистка Казахского государственного академического театра оперы и балета имени Абая, народная артистка СССР (1967), профессор, последний человек в истории, удостоенный высшей степени отличия СССР — звания Героя Социалистического Труда (1991).
9. Скрипачка Жамиля Серкебаева - звезда казахстанского классического и эстрадного музыкального олимпа, Заслуженный деятель Казахстана, Лауреат международного фестиваля в Монте-Карло с дипломом «Первая скрипка», член джазовой ассоциации в Нью-Йорке. (Источник: Управление культуры города Алматы) За особые заслуги и высокое исполнительское мастерство ей присвоено почетное звание «Заслуженный деятель Казахстана».
10. Батырхан Шукеенов 1962—2015 — казахстанский и российский эстрадный певец, музыкант, саксофонист, композитор, поэт]. Заслуженный деятель искусств Казахстана (2010Посол доброй воли ЮНИСЕФ в Казахстане (2009—2015).Один из основателей и солист казахстанско-российской музыкальной поп-группы «А’Студио»
11. Роза Рымбаева (28 октября 1957)советская и казахская эстрадная певица (сопрано), педагог, профессор.Народная артистка Казахской ССР (1986). Лауреат Государственной премии Республики Казахстан (2004). Заслуженная артистка Кыргызстана и Узбекистана. Наибольшая популярность певицы пришлась на 1977—1979 годы, когда она выходила в финалы фестиваля «Песня года» и входила в десятку лучших певиц СССР в хит-параде «Звуковая дорожка» (в 1978 году — 3-е место, сразу после Аллы Пугачевой и Софии Ротару
При работе над оперой композитор может изменять литературное произведение. Опера не обязательно должна повторять сюжет литературного произведения, лежащего в ее основе (либретто). Сюжет может видоизменяться на усмотрение композитора, а некоторые отрывки, представленные в литературном первоисточнике, могут и вовсе отсутствовать в опере на его сюжет. Связано это, в первую очередь, с тем, что на пропевание одного слова в опере уходит куда больше времени, чем на его произнесение при чтении. Поэтому композиторы зачастую как бы перерабатывают литературный текст, выбирая самые важные и значимые на их взгляд части, которые они могли бы включить в будущую оперу.
Теперь конкретно об опере "Руслан и Людмила". Она написана М. Глинкой на сюжет одноименной поэмы А. Пушкина. В целом, опера повторяет сюжет поэмы, но некоторые изменения композитор все же ввел. Например, он сделал акцент на передачу в музыке образа русского человека и опустил некоторые второстепенные сцены и имена некоторых героев, однако это не сделало сюжет оперы менее понятным.
Нельзя не упомянуть некоторые сюжетные изменения. Так, например, в поэме Фарлаф убивает Руслана, в то время как в опере этого не происходит. Изменения, которые внес Глинка в оперу, заметны с первых тактов. Поэма Пушкина начинается всеми известным отрывком, который начинается так: "У лукоморья дуб зеленый...". Первая песнь носит былинный и даже сказочный характер. В то время как опера Глинки начинается с оркестрового вступления - увертюры - яркой, торжественной и стремительной.