Знаменитая опера об Иване Сусанине появилась на свет в результате стечения целого ряда обстоятельств. М.И. Глинка (1804-1857) – восходящая звезда отечественной музыки – именно в это время искал сюжет для русской оперы. В декабре 1834 года композитор стал посещать вечера у В.А. Жуковского – в то время поэт был воспитателем наследника престола Александра Николаевича, будущего Александра II-го, и жил в не существующем ныне флигеле Зимнего дворца (так называемом “Шепелевском” доме). По субботам на вечерах у Жуковского бывали его друзья – виднейшие деятели искусства и культуры того времени – А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, В.Ф. Одоевский и др. На одном из таких вечеров Глинка сообщил хозяину дома о своём желании написать русскую оперу. Позднее композитор вспоминал: “Жуковский искренне одобрил моё намерение и предложил мне сюжет “Ивана Сусанина”.5
Композитор Н.А.Римский-Корсаков не просто переносил в свои сочинения русские мелодии, он переносил в свои оперы дух русской народной песни. Он был последователем М.И.Глинки, который считал, что музыка должна быть проникнута духом того народа, для которого она создается. Н.А.Римский-Корсаков потому использовал русские мотивы в своих сочинениях, что считал их основой музыки. Простая народная песня, разнообразие русских песен является средством выражения русского национального характера в таких операх Римского-Корсакова, как "Золотой петушок", "Садко", "Снегурочка", либретто которых написаны на основе русских народных сказок и былин. Поэтому русские мелодии звучат в них наиболее органично и представляют картины русской народной бытовой культуры.