Это одна из десяти фортепианных пьес Мусоргского, образующих цикл "Картинки с выставки" (В музыке циклом называют ряд пьес, связанных между собой общим содержанием. Часто встречаются циклы песен, хоров, инструментальных пьес, например, "Времена года" Чайковского. Симфонии, сюиты, состоящие из нескольких частей, также относятся к циклическим произведениям). Композитор создал его под впечатлением рисунков своего друга, безвременно скончавшегося художника В.А.Гартмана. Каждая из пьес служит иллюстрацией к какому-либо из его рисунков. Об этом говорят их программные названия: "Гном", "Старый замок", "Балет не вылупившихся птенцов", "Богатырские ворота" и т.д.
Пьеса "Избушка на курьих ножках" навеяна рисунком Гартмана, на котором были изображены часы в виде избушки Бабы яги. Фантазия композитора оказалась щедрой. В эскизе художника он увидел целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.
В пьесе три части. Первая и третья изображают полет Бабы-Яги, а средняя - картину дремучего сказочного леса. Музыка начинается с сильных и резких звуков - это удары клюки Бабы-Яги. Причудливо звучат акцентированные скачки на большую септиму.
Впечатление чего-то фантастического, страшного далее еще больше усиливается. Полет Бабы-Яги в ступе изображает стремительная неустойчивая тема. В ней угловатые, резко подчеркнутые скачки в басу и отрывистые аккорды с форшлагом в верхнем регистре. "Пестом погоняет, метлой след заметает" - так говорится в народных сказках.
В вихре звуков вырисовывается энергичная, лихая мелодия дикой пляски.
Но вот вихрь стихает. Баба-Яга возвращается в свою избушку в дебри заколдованного леса. Начинается средняя часть пьесы. Характер музыки здесь совсем иной - глухой, таинственный, настороженный. Более сдержанный темп, приглушенная звучность, контрасты регистров, угловатые скачки мелодии на фоне непрерывного тремоло (Тремоло - это быстрое многократное чередование двух звуков или созвучий). Так и кажется, будто сейчас увидишь лесную "нечисть". Вскоре, однако, все умолкает и воцаряется зловещая тишина.
Музыку к пьесе в драматическом театре композитор создает обычно в содружестве с драматургом или по заказу театра. Это песни, танцы, хоры, а также инструментальные эпизоды. Музыка усиливает воздействие спектакля на зрителя. Она ярче обрисовать тот или иной момент действия, передать настроение героя.
Музыку к драматическим спектаклям писали многие великие композиторы - Бетховен и Мендельсон, Бизе и Григ, Глинка и Чайковский, Прокофьев и Хачатурян. Порою созданная ими музыка выходила за пределы театра и приобретала самостоятельную концертную жизнь. Лучшие произведения театральной музыки вошли в сокровищницу классического искусства.
Создание оперы-не простой процесс,иногда оперы создавались десятилетиями.Опера -это спектакль,написанный по произведению,специальному сюжету драматурга или в соавторстве с композитором,поэтому много людей принимают участие в создании оперы. -Композитор-автор музыки,на основе произведения или написанного вновь, -Либреттист автор либретто,литератор или музыкант, -Дирижер – ознакомление с сюжетом,нотами и даёт вердикт или свои пожелания, -Режиссер-постановщик оперы освоить образы и соединить сюжет с музыкой, -Художник-декоратор-создаёт декорации к опере и костюмы, -Художник осветитель -создание световых эффектов,акцентов,смены световых декораций, -Музыкальный редактор-даёт одобрение,целесообразность постановки и возможность реализации. -Театральные агенты-прогноз успеха проката. -Спонсоры в создании оперы. Исполнители оперы – солисты-исполнители ведущих парий, -певцы-исполнители вторых ролей, -хор-исполняют массовые партии, -оркестр-обеспечивает инструментальное исполнение, -балетная группа-обеспечивает массовку,все сценические действия -бутафор – изготовление предметов спектакля, -костюмеры-изготовление костюмов и в переодевании -участников спектакля, -гримеры-грим,нанесении макияжа артистам и всем,кто обслуживает спектакль, -работники сцены-суфлёр(следит за текстом),выпускающий-следит за выходом и оповещает о готовности и выходе на сцену, директор сцены-следит за порядком проведения спектакля и графиком выступлений, -критики-дают рецензию на спектакль.
Это одна из десяти фортепианных пьес Мусоргского, образующих цикл "Картинки с выставки" (В музыке циклом называют ряд пьес, связанных между собой общим содержанием. Часто встречаются циклы песен, хоров, инструментальных пьес, например, "Времена года" Чайковского. Симфонии, сюиты, состоящие из нескольких частей, также относятся к циклическим произведениям). Композитор создал его под впечатлением рисунков своего друга, безвременно скончавшегося художника В.А.Гартмана. Каждая из пьес служит иллюстрацией к какому-либо из его рисунков. Об этом говорят их программные названия: "Гном", "Старый замок", "Балет не вылупившихся птенцов", "Богатырские ворота" и т.д.
Пьеса "Избушка на курьих ножках" навеяна рисунком Гартмана, на котором были изображены часы в виде избушки Бабы яги. Фантазия композитора оказалась щедрой. В эскизе художника он увидел целую сценку в духе русских народных сказок, где есть и фантастический полет Бабы-Яги, и чудеса глухого таинственного леса.
В пьесе три части. Первая и третья изображают полет Бабы-Яги, а средняя - картину дремучего сказочного леса. Музыка начинается с сильных и резких звуков - это удары клюки Бабы-Яги. Причудливо звучат акцентированные скачки на большую септиму.
Впечатление чего-то фантастического, страшного далее еще больше усиливается. Полет Бабы-Яги в ступе изображает стремительная неустойчивая тема. В ней угловатые, резко подчеркнутые скачки в басу и отрывистые аккорды с форшлагом в верхнем регистре. "Пестом погоняет, метлой след заметает" - так говорится в народных сказках.
В вихре звуков вырисовывается энергичная, лихая мелодия дикой пляски.
Но вот вихрь стихает. Баба-Яга возвращается в свою избушку в дебри заколдованного леса. Начинается средняя часть пьесы. Характер музыки здесь совсем иной - глухой, таинственный, настороженный. Более сдержанный темп, приглушенная звучность, контрасты регистров, угловатые скачки мелодии на фоне непрерывного тремоло (Тремоло - это быстрое многократное чередование двух звуков или созвучий). Так и кажется, будто сейчас увидишь лесную "нечисть". Вскоре, однако, все умолкает и воцаряется зловещая тишина.
Музыку к пьесе в драматическом театре композитор создает обычно в содружестве с драматургом или по заказу театра. Это песни, танцы, хоры, а также инструментальные эпизоды. Музыка усиливает воздействие спектакля на зрителя. Она ярче обрисовать тот или иной момент действия, передать настроение героя.
Музыку к драматическим спектаклям писали многие великие композиторы - Бетховен и Мендельсон, Бизе и Григ, Глинка и Чайковский, Прокофьев и Хачатурян. Порою созданная ими музыка выходила за пределы театра и приобретала самостоятельную концертную жизнь. Лучшие произведения театральной музыки вошли в сокровищницу классического искусства.
-Композитор-автор музыки,на основе произведения или написанного вновь,
-Либреттист автор либретто,литератор или музыкант,
-Дирижер – ознакомление с сюжетом,нотами и даёт вердикт или свои пожелания,
-Режиссер-постановщик оперы освоить образы и соединить сюжет с музыкой,
-Художник-декоратор-создаёт декорации к опере и костюмы,
-Художник осветитель -создание световых эффектов,акцентов,смены световых декораций,
-Музыкальный редактор-даёт одобрение,целесообразность постановки и возможность реализации.
-Театральные агенты-прогноз успеха проката.
-Спонсоры в создании оперы.
Исполнители оперы
– солисты-исполнители ведущих парий,
-певцы-исполнители вторых ролей,
-хор-исполняют массовые партии,
-оркестр-обеспечивает инструментальное исполнение,
-балетная группа-обеспечивает массовку,все сценические действия
-бутафор – изготовление предметов спектакля,
-костюмеры-изготовление костюмов и в переодевании -участников спектакля,
-гримеры-грим,нанесении макияжа артистам и всем,кто обслуживает спектакль,
-работники сцены-суфлёр(следит за текстом),выпускающий-следит за выходом и оповещает о готовности и выходе на сцену, директор сцены-следит за порядком проведения спектакля и графиком выступлений,
-критики-дают рецензию на спектакль.