Домбра - – самый любимый и самый распространенный щипковый казахский музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева, чаще всего двухструнный. существуют два приема игры на домбре - путем удара по струнам всеми пальцами рук и пощипыванием струн. в руках опытного исполнителя домбра способна передать все оттенки состояния души и переживаний человека. не случайно свое мудрое решение бии озвучивали, взяв в руки домбру. влюбленные юноши в звуках домбры видели лучезарность красавиц и слышали перезвон кос-алки – серег и шолпы, вплетенных в косы любимых. адырна - древнейший многострунный щипковый казахский музыкальный инструмент. своим видом напоминает боевой лук. способ игры на инструменте напоминает игру на арфе. корпус у этого щипкового инструмента пустотелый, поверх корпуса натягивается специально выделенная кожа. сначала, из дерева вырубается или собирается дека, наконечник. на нем делаются ушки и закрепляются струны. во время игры, инструмент кладется на колени. звук из него извлекается посредством перебора струн.на адырну натягиваются струны, сделанные из верблюжей шерсти или сухожилий. длина инструмента 48-50 см., толщина 8-10 см. сейчас на ней играют различные национальные мелодии и небольшие кюи. кобыз - древний казахский смычковый, струнный музыкальный инструмент, изготовленный из цельного дерева и имеющего форму ковша. наши предки верили, что на звуки кобыза, имитирующего голоса зверей и птиц, слетаются аруахи – духи предков. а сотворил кобыз, по преданиям казахов, известный жырау-сказитель, покровитель поэтов и музыкантов, баксы коркыт-ата. жетиген - казахский музыкальный инструмент, имеющий вытянутый прямоугольный деревянный корпус с семью струнами из конского волоса. жетыген напоминает гусли. его связана с древней легендой о старике, потерявшем в джут семерых сыновей. у битый горем старец выдолбил кусок иссохшего дерева, натянул на него струну и исполнил свой первый кюй “карагым” (“родной мой”). затем последовали новые кюи – послесмертные посвящения другим сыновьям. с созданием каждого нового кюя на инструмент натягивалась новая струна. семь сыновей, семь струн, семь эти импровизированные мелодии дошли до нас в форме инструментальных пьес-кюев под общим названием “жетыгеннын жетеуы” (“семь кюев жетыгена”).в настоящее время жетыген используется, как солирующий и аккомпанирующий инструмент в народных оркестрах и ансамблях. шертер — древнеказахский и древнетюркский струнный щипковый инструмент. на шертере играли так же, как и на домбре, но при этом шертер был намного меньше домбры — он имел короткий гриф без ладов и отличался более сильным звучанием. внешне шертер напоминал кобыз, его также изготовляли из цельного куска древесины, придавали ему изогнутую форму, а корпус обтягивали кожей, натягивая две струны из конского волоса. как правило, инструмент имел лишь один колок, поэтому обе струны продевали сквозь головку, а затем одну из них закрепляли к колку, а другую — прямо к головке. струну, закреплённую на головке шертера, натягивали рукой,
Опера «иван сусанин» - яркий образец героической народной музыкальной драмы. в основу оперы положено действительное событие – патриотический подвиг крестьянина села домнино, совершенный в начале 1613г. иван сусанин, которого поляки пытались сделать своим проводником, завел захватчиков в глухой лес и погубил их, погибнув при этом сам. в и искусстве тема сусанина разрабатывалась и до глинки. на этот сюжет была написана опера кавоса, поэт рылеев написал стихотворную думу «иван сусанин» . в момент создания опера глинки называлась «жизнь за царя» - либретто барона розена. опера была поставлена в 1836 г. образ сусанина-патриота ярко воплощается в 2-х его ответах полякам. в 1-м эпизоде звучит величественная мелодия, предвосхищающая тему финального хора «славься» («велик и свят наш край…» ) . в другом ответе звучит героическая тема мужского хора из интродукции: «страха не страшусь… » . так раскрывается связь между подвигом сусанина и героизмом народа. после ухода поляков драматизм происходящего оттеняется безмятежно светлым свадебным девичьим хором «разгулялися, разливалися… » в 4-м д. драматической кульминацией является сцена сусанина с поляками в лесу. главные черты облика героя в решительный час жизни раскрываются в его предсмертной арии. вступительный краткий речитатив основан на широких, неторопливых и уверенных интонациях песенного склада. в самой арии – «ты взойдешь, моя заря» господствует настроение глубокого раздумья, проникнутого сдержанным волнением и скорбью. в мелодии многократно повторяются выразительные, полные теплоты интонации, характерные для лирической песни – малосекундовые интонации с опорой на квинту лада.