Вальс «На прекрасном голубом Дунае». Записать свои впечатления о музыке. (Описать средства музыкальной выразительности, которые использует композитор: настроение, характер, темп, лад, динамика
Каждый вальс Штрауса – это, собственно говоря, сюита из пяти вальсов. Каждая часть сюиты имеет свою смысловую нагрузку, свое настроение и служит развитию «сюжета» всего вальса в целом. В какой-то мере это как бы своеобразные симфонические картины, которые имеют довольно глубокое содержание и тонкие оттенки смысла. Нередко музыканты этого не учитывают, играя всю пьесу в одном настроении, а слушатели жалуются на однообразие и похожесть этих произведений. Однако под умелой рукой дирижера, например, знаменитый вальс «Жизнь артиста» становится рассказом о разных этапах жизненного пути человека искусства, – да и человека вообще. Упоение жизнью – да, ВЕДУЩЕЕ НАСТРОЕНИЕ, но далеко не единственное в каждом шедевре Штрауса!..
Мода 50-х годов 19 века
Среди моря произведений Штрауса обычно выделяют несколько истинно гениальных вальсов. Это «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста», «Вино, любовь и песни» (это название, звучащее как жизненное кредо, Штраус взял… из стихов Мартина Лютера), «Императорский вальс» (медленное вступление к нему написано на мотив марша турецких янычар в память о победе австрийцев над турками в 17 веке), «Весенние голоса» (самый ликующий свой шедевр Штраус создал в 73 года!)…
Но особенно интересна история поэтичнейшего вальса Штрауса – «Голубой Дунай» («На прекрасном голубом Дунае»). Наряду с «Маршем Радецкого» Штрауса-отца он стал неформальным гимном Австрии. А ведь славу ему принесла вовсе не родная земля…
Дело в том, что руководитель Венского хорового общества упросил Штрауса написать пьесу для его коллектива. И коллектив был, надо сказать, так себе, и стихи некий поэт сочинил совершенно бездарные… Даже музыка Штрауса не эту пьесу от более чем прохладного приема у взыскательной венской публики.
Возвращаясь с премьеры вальса, Штраус признался, что вещь проходная, по-настоящему удалась только концовка.
Но вот в 1867 году открылась Всемирная выставка в Париже. Среди прочих произведений Штраус решил исполнить здесь и «Голубой Дунай». Уже первую часть пьесы покрыла буря аплодисментов. Вальс приняли на ура. На следующий день знаменитый поэт Жюль Барбье написал новый текст. При обычном тираже популярной музыкальной пьесы в 5–10 тысяч экземпляров «Голубой Дунай» в короткий срок был издан… миллионным тиражом!
Парижский триумф Штрауса-сына затмил успех здесь его отца. Иоганна Штрауса приветствуют Флобер, Теофиль Готье, Дюма-сын, Абруаз Тома, Иван Сергеевич Тургенев.
Из Парижа слава «Голубого Дуная» докатилась, наконец, и до неблагодарной Вены…
Теперь это любимейший вальс венцев. Под него даже не принято танцевать. Ведь нельзя же плясать под гимн, в самом деле! (Хотя под «Марш Радецкого» очень даже и пляшут…)
В 60-е и 70-е годы Штраус в зените славы, в зените творчества.
150 лет назад Штраус написал вальс «На
Великие вальсы Штрауса
Каждый вальс Штрауса – это, собственно говоря, сюита из пяти вальсов. Каждая часть сюиты имеет свою смысловую нагрузку, свое настроение и служит развитию «сюжета» всего вальса в целом. В какой-то мере это как бы своеобразные симфонические картины, которые имеют довольно глубокое содержание и тонкие оттенки смысла. Нередко музыканты этого не учитывают, играя всю пьесу в одном настроении, а слушатели жалуются на однообразие и похожесть этих произведений. Однако под умелой рукой дирижера, например, знаменитый вальс «Жизнь артиста» становится рассказом о разных этапах жизненного пути человека искусства, – да и человека вообще. Упоение жизнью – да, ВЕДУЩЕЕ НАСТРОЕНИЕ, но далеко не единственное в каждом шедевре Штрауса!..
Мода 50-х годов 19 века
Среди моря произведений Штрауса обычно выделяют несколько истинно гениальных вальсов. Это «Сказки Венского леса», «Жизнь артиста», «Вино, любовь и песни» (это название, звучащее как жизненное кредо, Штраус взял… из стихов Мартина Лютера), «Императорский вальс» (медленное вступление к нему написано на мотив марша турецких янычар в память о победе австрийцев над турками в 17 веке), «Весенние голоса» (самый ликующий свой шедевр Штраус создал в 73 года!)…
Но особенно интересна история поэтичнейшего вальса Штрауса – «Голубой Дунай» («На прекрасном голубом Дунае»). Наряду с «Маршем Радецкого» Штрауса-отца он стал неформальным гимном Австрии. А ведь славу ему принесла вовсе не родная земля…
Дело в том, что руководитель Венского хорового общества упросил Штрауса написать пьесу для его коллектива. И коллектив был, надо сказать, так себе, и стихи некий поэт сочинил совершенно бездарные… Даже музыка Штрауса не эту пьесу от более чем прохладного приема у взыскательной венской публики.
Возвращаясь с премьеры вальса, Штраус признался, что вещь проходная, по-настоящему удалась только концовка.
Но вот в 1867 году открылась Всемирная выставка в Париже. Среди прочих произведений Штраус решил исполнить здесь и «Голубой Дунай». Уже первую часть пьесы покрыла буря аплодисментов. Вальс приняли на ура. На следующий день знаменитый поэт Жюль Барбье написал новый текст. При обычном тираже популярной музыкальной пьесы в 5–10 тысяч экземпляров «Голубой Дунай» в короткий срок был издан… миллионным тиражом!
Парижский триумф Штрауса-сына затмил успех здесь его отца. Иоганна Штрауса приветствуют Флобер, Теофиль Готье, Дюма-сын, Абруаз Тома, Иван Сергеевич Тургенев.
Из Парижа слава «Голубого Дуная» докатилась, наконец, и до неблагодарной Вены…
Теперь это любимейший вальс венцев. Под него даже не принято танцевать. Ведь нельзя же плясать под гимн, в самом деле! (Хотя под «Марш Радецкого» очень даже и пляшут…)
В 60-е и 70-е годы Штраус в зените славы, в зените творчества.
* - http://www.shtraus.ru/content/view/510/106/