IV часть симфоний Л. В. Бетховена, как правило, символизируют образы празднества, торжества, победы. Не стала исключением и знаменитая Симфония №5. Финал произведения - праздничный триумфальный марш. В не нет контрастов, темы характеризуют героический подъем.С развитием финала динамика звучания возрастает (Хотя и начинается с фортиссимо). Бетховен использует средний и верхний регистр звучания - светлый, солнечный, ликующий и торжественный. Тональность До мажор (при до минорной тональности всей симфонии) оказывает контраст, осветляя картину, приводя к грандиозному торжественному финалу. Бетховен использует звучание медной группы (интересно, но здесь композитор впервые применил тромбоны в симфонических произведениях), пронзительный тембр флейты, а также флейты - piccolo и контрфагота (тоже впервые). Темы главной и побочной не имеют сходных интонаций из предыдущих частей, но главная партия очень напоминает Марсельезу (песня Великой Французской революции, ставшей затем гимном Франции (тоже интересно, в России эта песня была гимном в 1917 году)). Можно проследить "Путь" До мажора. Сначала эта тональность появляется в I части (тема репризы в побочной партии), затем во II теме II части, трио III части, и, как итог, вся IV часть написана э той тональности. Все выше сказанное дает нам право считать, что симфония утверждает победу человека (а если конкретнее, самого композитора) над враждебными силами, судьбой, роком. Финал произведения - радость, которую приносит человеку долгожданная победа.
ЛЮДИ ИЗДАВНА НАЗЫВАЛИ ГАРМОНИЕЙ КРАСОТУ И СОРАЗМЕРНОСТЬ, ГДЕ БЫ ОНА СЕБЯ НЕ ПРОЯВЛЯЛА. ГАРМОНИЯ - ЭТО БЛАГОЗВУЧИЕ И ПОРЯДОК В ЦАРСТВЕ ЗВУКОВ, АККОРДОВ И ЛАДОВ. ГАРМОНИЯ ОЩУТИМА В ЛЮБОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ. В САМЫХ ВЫСШИХ СВОИХ ПРОЯВЛЕФНИЯХ ОНА ВОЗДЕЙСТВУЕТ, КАК НЕПРЕРЫВНО СТРУЯЩИЙСЯ СВЕТ, В КОТОРОМ МЫ ОЩУЩМЕМ ОТБЛЕСК БОЖЕСТВЕННОЙ ГАРМОНИИ. ГАРМОНИЯ,ПРИКОСНУВШИСЬ КО ВСЕМ ТАЙНАМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ НАУЧИЛАСЬ БЫТЬ МНОГОЛИКОЙ, ИЗМЕНЧИВОЙ, ТЕКУЧЕЙ. ЕЙ СТАЛИ ДОСТУПНЫ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ВЫРАЖЕНИЯ - ПОРТРЕТЫ И ПЕЙЗАЖИ, ЦВЕТА И ЦВЕТОВЫЕ СОЧЕТАНИЯ. ГАРМОНИЯ ПРОНИКЛА В ДУШУ ДАЖЕ НЕОДУШЕВЛЕННЫХ ПРЕДМЕТОВ - ДЕРЕВЬЕВ И ОБЛАКОВ, МОРЕЙ И ОЗЕРНЕОБЫКНОВЕННОЙ КРАСОЧНОСТИ ДОСТИГЛА ГАРМОНИЯ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ, НАПИСАННЫХ НА СКАЗОЧНО - ФАНТАСТИЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ. "ШЕСТВИЕ ЧУД МОРСКИХ." - ИЗ ОПЕРЫ РИМСКОГО - КОРСАКОВА "САДКО" - ОДИН ИЗ ПРИМЕРОВ НЕОБЫКНОВЕННОЙ КРАСОЧНОСТИ ГАРМОНИИ. РИСУЯ ВОЛШЕБНЫЙ МИР ПОДВОДНОГО ЦАРСТВА - ЗАГАДОЧНОГО. НЕВИДИМОГО ДЛЯ ЛЮДЕЙ, КОМПОЗИТОР ВЫБИРАЕТ ТАКИЕ АККОРДЫ. КОТОРЫЕ ПОДЧЕРКИВАЮТ ИМЕННО АТМОСФЕРУ ЗАГАДОЧНОСТИ, РОМАНТИЧНОСТИ. СКАЗОЧНОЙ КРАСОТЫ. ПЛАВНО СКОЛЬЗЯ ПЕРЕД ОЧАМИ СВОЕГО ВЛАДЫКИ, ЧАДА МОРСКИЕ КАК БУДТО СКЛАДЫВАЮТ КРАСОЧНУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ МАЗАИКУ. ГАРМОНИЯ - ПОДЛИННАЯ ДУША ИСКУССТВА, ЕГО КРАСОТА И ПРАВДА.
Все выше сказанное дает нам право считать, что симфония утверждает победу человека (а если конкретнее, самого композитора) над враждебными силами, судьбой, роком. Финал произведения - радость, которую приносит человеку долгожданная победа.