1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Деньги; статусный набор; референдум;
правоохранительные органы; этническая группа.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
2. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?
Этнос; глобализация; власть; страта; тоталитаризм.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.
3. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?
А. Межнациональные конфликты могут возникать на бытовом уровне.
Б. Российское законодательство предусматривает ответственность за разжигание межнациональной розни.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
4. Верны ли следующие суждения об этносах?
А. Племена, народности, нации — это виды этносов.
Б. Членов любой этнической общности объединяет единство языка, верований и гражданства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
5. Верны ли следующие суждения об этнических группах?
А. Этнос сочетает в себе и биологические, и социальные свойства людей.
Б. Этносы формируются только после возникновения государства.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
6. Верны ли следующие суждения об этносе?
А. В отличие от народности, нация — более устойчивая общность людей, причём устойчивость ей придаёт общность экономической жизни.
Б. Государство формирует народности и нации, объединяет территории и устанавливает связь с этническими группами.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
7. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
А) башкиры
Б) петербуржцы
В) удмурты
Г) мусульмане
Д) буддисты 1) этносоциальный
2) религиозный
3) территориальный
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А Б В Г Д
8. Установите соответствие между признаками и областями культуры, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП
А) москвичи
Б) молодёжь
В) русские
Г) новосибирцы
Д) татары 1) этнические
2) демографические
3) территориальные
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А Б В Г Д
9. В приведенном списке указаны черты сходства класса и нации и отличия класса от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) занимает определенное место в системе производства
2) складывается под влиянием объективных факторов
3) относится к большим социальным группам
4) принадлежность характеризует прирожденный статус личности
Черты сходства Черты отличия
10. В приведенном списке указаны черты сходства племени и нации и отличия племени от нации. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) возникает в догосударственный период
2) относится к этническим общностям
3) является элементом социальной структуры
4) основывается на кровном родстве
Черты сходства Черты отличия
Русский народ на протяжении всей своей истории особое внимание уделял быту, созданию семьи, ведению домашнего хозяйства. Именно поэтому многие традиции в этой области мы соблюдаем с особой тщательностью. Пускай уже многие и не помнят, почему нужно сделать именно так, но где-то на глубоко подсознательном уровне приходит какое-то сверхъестественное осознание того, что именно так нужно поступить.
Например, у женщин в период беременности странным образом обостряется интуиция, и они становятся более суеверными. Наши прародительницы следовали традиции, по которой во время беременности нельзя стричь волосы. Эта традиция жива и по сей день. Так же мало кто покажет ребенка до того, как пройдет сорок дней с момента его рождения. Эту традицию тоже придумали наши предки. Она имеет под собой вполне логичное объяснение. Пока ребенок маленький, он сильно подвержен различным заболеваниям. Раньше это списывали на сглазы и порчи, а теперь на климат и бактерии.
Говоря о традициях русского народа нельзя не вспомнить о таких праздниках, как Ивана Купала и Масленица. Эти праздники отмечают исключительно в России и больше нигде в мире. В эти дни отдается дань памяти нашим далеким предкам-язычникам. Эти праздники не являются чем-то необычным или странным. Их празднуют по всей России, и не найдется ни одной семьи, где о них не знали бы. Хотя дляиностранцев они, наверное, выглядят очень своеобразно. Учитывая, что Масленица и Ивана Купала празднуются по тем традициям, которые были заложены еще нашими далекими предками, показывает крепость русских традиций и связь между поколениями.
«Человек» — общее понятие, обозначающее принадлежность к человеческому роду, природа которого, сочетает биологические и социальные качества. Иначе говоря, человек предстает в своей сущности как биосоциальное существо.
Современный человек с самого рождения представляет собой биосоциальное единство. Он появляется на свет с неполностью сформированными анатомофизиологическими качествами, которые доразвиваются при его жизни в социуме. В то же время наследственность снабжает ребенка не только сугубо биологическими свойствами и инстинктами. Он изначально оказывается обладателем собственно человеческих качеств: развитой к подражанию взрослым, любопытства огорчаться и радоваться. Его улыбка («привилегия» человека) имеет врожденный характер. Но полностью в этот мир вводит человека именно общество, которое наполняет его поведение социальным содержанием.
Сознание не является нашим природным достоянием, хотя природа создает физиологическую базу для сознания. Сознательные психические явления формируются в течение жизни в результате воспитания, обучения, активного овладения языком, культурой. Именно обществу человек обязан такими качествами, как преобразовательная орудийная деятельность, общение с речи к духовному творчеству.
Обретение социальных качеств человеком происходит в процессе социализации: то, что присуще конкретной личности, есть результат освоения культурных ценностей, которые имеются в конкретном обществе. Одновременно это и выражение, воплощение внутренних возможностей личности.
Природное и социальное взаимодействие человека и общества противоречиво. Человек — субъект общественной жизни, он реализует себя только в обществе. Однако он является и продуктом среды, отображает особенности развития биологических и социальных аспектов общественной жизни. Достижение биологической и социальной гармонии общества и человека на каждом историческом этапе выступает как идеал, стремление к которому развитию как общества, так и человека.