1. В узком смысле слова под обществом следует понимать...
1) территорию, имеющую определенные границы
2) социальную организацию страны
3) объединение любителей старинных книг
4) политическую организации
государства
2. Человек от животного отличается тем, что….
1) Имеет природные инстинкты
2) Обладает наиболее совершенным слухом
3) Не зависит от природных условий
4) Обладает членораздельной речью
3. Верны ли следующие суждения о личности
А. Личность формируется во взаимодействии с другими людьми
Б. Личность формируется на протяжении всей жизни
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны ли оба суждения
4) Оба суждения неверны
4. К агентам первичной социализации относятся:
1) Армия
2) Церковь
3) Средства массовой информации
4) Друзья
5. Внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека – это
1) Традиция
2) Закон
3) Правило
4) Совесть
6.Что из перечисленного можно отнести к свободным благам?
1) Почва
2) Ветер
3) Нефть
4) Лес
7. Какой из приведенных примеров является вертикальной социальной мобильностью?
1) Переход рабочего с одного завода на другой
2) Присвоение лейтенанту звания капитана
3)Назначение директора школы министром образования.
4) Переход директора магазина на должность продавца.
8. Верны ли суждения о безработице?
А. Уровень безработицы меняется в зависимости от развития экономики
Б. Безработица в стране может зависеть от времени года
1) Верно только А
2) Верно только Б
3) Верны ли оба суждения
4) Оба суждения неверны
9. Соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком-либо деле:
1) экономика
2) конкуренция
3) альтернативная стоимость
4) потребление
Часть В.
В 1. Установите соответствие между фактами и сферами жизни общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФАКТЫ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
А) производство товаров и услуг 1) экономическая
Б) отношения «отцов» и «детей» 2) социальная
В) межнациональный конфликт
Г) оказание банковских услуг
А Б В Г
В 2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все из них за исключением одной образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите социальную группу, «выпадающую» из их ряда, образованному по другому признаку:
Православные, мусульмане, протестанты, либералы, католики
В 3. Установите соответствие между элементами левого и правого столбиков:
1. Предписанные статусы А. директор предприятия
Б. студент вуза
2. Достигаемые статусы В. Старшая сестра
Г. Ученик старших классов
Часть С.
Прочтите текст и выполните задания С1—С4
Под социальной группой понимают объединение людей, имеющих общие признаки, общие интересы, ценности, традиции. Социальные группы классифицируют по различным основаниям. Приведем некоторые из них: в зависимости от наличия или отсутствия официального статуса группы делятся на формальные и неформальные. В зависимости от количества членов социальные группы делятся на малые, средние и большие.
К формальным относятся группы, построенные на основе официальных нормативных документов, на положениях, инструкциях. Члены таких групп нацелены на выполнение каких-либо видов деятельности и имеют упорядоченную определенным образом структуру. К неформальным группам относят стихийно складывающиеся объединения людей, которые не имеют документов, регламентирующих их деятельность. В формальных группах могут складываться отношения, которые характерны для неформальных групп.
В малых группах все члены находятся в непосредственном контакте. Размеры ее колеблются от двух до нескольких десятков человек (хотя некоторые ученые считают, что малой группой можно называть объединение не более 5—7 человек). К основным характеристикам малой группы относят: прямой контакт между индивидами, межличностное взаимовлияние, наличие общей цели и деятельности, внутригрупповое распределение функций и социальных ролей, общность интересов, социальных норм, традиции, определенную локализацию в и устойчивость во времени. Главное же в малой группе — это сила, с которой группа действует на своего члена.
С 1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С 2. Что, по мнению автора, объединяет людей в группу? Назовите четыре фактора.
Человек с первобытных времён уже начинал задумываться о каких-то жизненных вещах, но понимание своей роли в собственной жизни и общества пришло не сразу. Люди начинают задумываться о смысле жизни, когда начинают осознавать свою позицию на данном этапе развития, сравнивать достижения и возможности, когда начинают развиваться и искать своё призвание.
Человек без смысла жизни в обществе - это как человек без природы - одно без другого не сможет гармонично существовать. Смысл жизни человека зависит от его нравственных ценностей, желаний и стремлений, а также от окружения и воспитания, - для всех он разный.
Человек изначально рождается без понимания и знаний о окружающем мире, ему нобходимо овладеть многими знаниями и обрести навык для дальнейшей жизни и гармоничной жизни в обществе. На этом этапе человек ещё не считается лисностью, так как у него ещё нет никаких особенностей и качеств полноценной личности, - он индивид, которого начинают воспитывать родители и закладывать в него определённые знания, строить его культуру и мировоззрение. И уже в школе человека начинают восспитывать как полноценную личность, основываясь на том, что в него было вложено дома в кругу семьи. В школе его начинают направлять, пытаются заинтересовать разными предметами и деятельностью, начинают формировать перед ним определённые цели для того, чтобы ребёнок нашёл что-то своё, определился с жизненной позицией и целью, начал формировать и развивать себя и в дальнейшем стал профессионалом, любящим и ценнящим своё дело.
Для того, чтобы определиться с жизненной позицией, необходимо постоянно развивать себя, ставить небольшие цели, пробовать себя в разной деятельности.