Автор текста — советский философ эвальд васильевич ильенков (1927—1979). человек же, смолоду приученный к догматическому мышлению, к чрезмерному почтению к абстрактным формулам, будет обречен на постоянные — и неприятные для него — столкновения с жизнью. наука с ее абстрактными формулами и правилами станет для него предметом слепого поклонения, а жизнь — сплошным поводом для истерик, ибо, поставленный перед необходимостью самостоятельно разрешать противоречие между абстрактно верной истиной и конкретной полнотой жизни, он, не приученный к этому с самого начала, наверняка растеряется и станет метаться между тем и другим. то он станет жертвовать научными истинами ради «правды жизни» (а на самом деле — ради его, но так и не понятых им конкретных фактов), то, наоборот, начнет обижаться и сердиться на жизнь, которая не хочет развиваться «по науке» (а на самом деле — по бессмысленно заученной им схеме), начнет пренебрегать реальной сложностью и противоречивостью жизни и закрывать глаза на такие факты, которые в заученную схему не < > воспитание догматика заключается в том, что ему предлагают для зазубривания горы готовых истин — формул, законов, правил и алгоритмов — и одновременно приучают смотреть на окружающий мир как на огромный резервуар примеров, эти истины . он и привыкает замечать вокруг себя только такие факты, которые иллюстрируют правильность школьных прописей, а на остальные — не обращать внимания как на нечто несущественное, от чего нужно абстрагироваться, чтобы получить «чистую истину». и прежде всего — от противоречий. а ведь самые «чистые» истины получаются совсем не так. они суть не что иное, как когда-то и кем-то умно разрешенные противоречия — именно умного разрешения остро сформулированных противоречий, а не отвлекаться (абстрагироваться) от них. вот этого-то — самого главного — догматик в понятиях науки и не видит, попросту заучивая их как готовые — «непротиворечивые» — штампы, аксиомы и постулаты, даже не подозревая об их связи с противоречащими и им, и друг другу реальными фактами. так и получается человек, для которого мир научных понятий — это одно, а мир живой реальной жизни — совсем другое, нечто на него непохожее. два мира, между которыми нет моста, нет перехода. он не знает и не ведает, каким образом один мир «превращается» в другой, каким образом из гущи жизни, из брожения «вещей в себе» образуются чистые кристаллы знания и какого труда это людям стоит. ильенков э. в. учиться мыслить! / э. в. ильенков // солнцев н. в. философия: имена. учения. тексты. — м., 2001. — с. 470— 471. вопросы и . 1) чем научное мышление отличается от догматического? 2) почему конкретная полнота жизни важнее абстрактных идей? 3) какова роль противоречий в понимании реальных процессов природы, общества и жизни человека? 4) чем опасны штампы, банальные утверждения и абстрактные положения, пригодные для всех случаев? следует ли из этого вывод, что теоретическое знание не нужно? дайте развернутый ответ.
Во-первых, они обедняют речь. Во-вторых, они уже не несут информацию: это безличные штампы