«философское мышление и религиозное сознание существуют и взаимодействуют в поле мировоззренческого сознания. в рамках характерного им стиля сознания они отвечают на одни и те же коренные духовные вопросы, потому что религия и философия все время находились в тесном взаимодействии. понять философии невозможно без знания религии» (швырев в.с.) какие духовные вопросы имеются в виду? примеры трех таких вопросов.
1. «суть дела в том, что философское мышление, и религиозное
сознание существует и взаимодействует в поле мировоззренческого соз-
нания. по-своему, в рамках характерного им стиля сознания они отвечают
на одни и те же коренные духовные запросы. потому что
религия и философия все время находились в тесном взаимодействии.
понять философии просто невозможно без знания
религии». [цытуецца па кн.: францыск скарына i яго час. мн., 1988. с. 137].
- в чем, на ваш взгляд, проявляется взаимодействие рели-
гии и философии?
2. «человек несчастен только потому, что отрекся от
он захотел быть , прежде чем стать , оставил в
стороне реальность, чтобы размышлять над явлениями, пренебрег опы-
том, чтобы увлекаться абстрактными системами и одним
словом, человек отвернулся от изучения природы и отдал предпочтение
погоне за явлениями.
пора начать черпать в природе необходимые средства против
бедствий, причиненных нам буйной фантазией. пользуясь опытом, ра-
зум должен, наконец, победить предрассудки, жертвой которых так дол-
го был человеческий род».[ швырев b.c. «образ философии» и философская культура.//философское сознание: драматизм обновления. м, 1991. с. 213-214.]
-справедлива ли критика абстрактной философии и свя-
занных с ней фантазий и предрассудков? какие из них автор
имел ввиду?
3. « других наук определяется предмет исследования; пред-
мет философии как таковой не может быть ограничен, потому что он
включает в себя все, что существует в мире. именно потому, что он
не может быть ограничен, его можно по существу обозначить как
"искомый, бесконечно искаемый».[ортега-и-гaccent хосе. дегуманизация искусства. м, 1991. с. 35.]
- о каких особенностях предмета философии идет разговор
в тексте?
4. античный скептицизм, констатируя факт плюрализма философ-
ских учений, утверждал, что философы, поскольку они обосновывают
несовместимые друг с другом взгляды, которые в одинаковой степени
оказываются отвергнутыми, никогда не достигают истины и тем самым
демонстрируют нежизнеспособность любых философских положений.
противники скептицизма, соглашаясь с тем, что предыдущие философ-
ские учения были действительно ошибочными, но не принимая тезиса о
равнозначности всех философских высказываний, стремились создать на-
стоящую философию, которая б закончила с разнообразностью несовмес-
тимых взглядов, с тем, как они считали, перманентным философским
скандалом. так, например, и. кант отмечал: « философия
объявляет себя такой философией, до которой еще вообще не существо-
вала никакая философия».[ кант и. сочинения. т. 4, ч. 2. м., 1966. с. 114.]