Источники саморазвития общества можно усмотреть во взаимодействии трёх сфер реальности, трёх «миров», не сводимых друг к другу. во-первых, это мир природы и вещей, существующий независимо от воли и сознания человека, т.е. объективный, и подчинённый законам. во-вторых, это мир общественного бытия
вещей и предметов, являющихся продуктом человеческой деятельности, прежде всего труда. третий мир – человеческая субъективность. духовные сущности, идеи, которые относительно независимы от внешнего мира и максимальной степенью свободы. первый источник развития общества находится в мире природы,
являющейся основанием существования общества, точнее – во взаимодействии общества и природы… современный этап взаимодействия природы и общества характеризуется понятием экологического кризиса, основной причиной которого была установка на «покорение природы», игнорирование пределов её устойчивости по
отношению к антропогенным влияниям. следствием этого является разрушение биосферы планеты и среды обитания человека как вида. необходимо изменить сознание и поведение миллиардов людей, дабы этот источник саморазвития общества мог действовать и дальше. второй источник развития общества связан с ролью
техники и процессом разделения труда в общественном устройстве. основное противоречие возникает между гуманными целями человеческого существования и «бездушным» миром информационной техники, несущим потенциальную угрозу человечеству. третий источник саморазвития общества усматривается в духовной
сфере. в процессе реализации того или иного религиозного или светского идеала. идея теократии, т.е. обществом и государством высшими религиозными авторитетами, была популярна в , да и сейчас находит место в концепциях религиозного . сторонники социалистического и коммунистического идеала видят в
нём один из основных «двигателей» общественного развития, зовущий миллионы людей на борьбу за освобождение человечества и построение справедливого общества. очевидно, что к реальном общественном саморазвитии нужно учитывать все три источника. приоритет каждого из них определяется в зависимости от
конкретного этапа развития данного общества. взаимодействие этих источников внутренне противоречиво». (л.в. жаров). опираясь на содержание текста и обществоведческие знания, по одному примеру действия каждого из источников саморазвития общества?
1900 – 1904 гг. – создал первый в России проект железной дороги с электрической тягой.
1905 г. – составил проект ГЭС на реке Вуоксе.
В 1906 г. по предложению городских властей руководил строительством трамвайной сети в Петербурге. Под его руководством возвели центральную электростанцию с тремя паровыми турбинами, проложили более 100 км линий электрических контактных проводов, построили пять электроподстанций, три вагонных парка, оборудовали более 100 трамвайных вагонов.
В 1907 – 1911 гг. составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, а также ГЭС
в Волхове (1910 – 1911 гг.) и др. С 1907 г. преподавал в Петербургском (Ленинградском) электротехническом институте (с 1921 – профессор). Член комиссии по разработке плана ГОЭЛРО, непосредственно руководил секцией по электрификации Кавказского района и секцией транспорта.
В 1918 – 1920 гг главного инженера, в 1921 – 1927 гг. – главный инженер строительства Волховской ГЭС, затем возглавлял строительство Нижне-Свирской ГЭС.
В 1938 – 1945 гг. – главный инспектор по строительству гидроэлектростанций министерства электростанций СССР. Во время Великой Отечественной войны Графтио проводил большую работу по развитию гидроэнергетики восстановленных районов страны.
Инженерную и организационную деятельность по сооружению гидроэлектростанций Графтио сочетал с научно-исследовательской. Награжден орденом Ленина и орденом Трудового Красного Знамени. Имя Графтио присвоено
Нижне-Свирской ГЭС.
Все творения Г.О. Графтио посвящал своей музе – любимой жене Антонине Адамовне. Так, пуск и Нижне-Свирской, и Волховской ГЭС состоялись 19 декабря, в день свадьбы инженера. Генрих Осипович свободно владел английским, французским, немецким, итальянским и шведским языками.