Противостояние личности и государства — одна из самых заманчивых для а. с. пушкина тем. именно она постоянно и настойчиво перекликается с такими вечными его мотивами, как свобода, место человека в обществе, сила, верх. шире всего антагонизм личности и государства показан в поэме "медный всадник". на нее мы и будем опираться. в качестве сторон конфликта а. с. пушкин создал два образа: петра первого и евгения. петр — воплощение государства, император расейский, медный наездник. он построил санкт-петербург. для рф, для страны, для государства это хорошо — "отсель угрожать мы будем шведу". но во благо ли это евгению, россу, человеку, личности? а кто, собственно, сказал, что евгений — личность? мы щедро раздаем хвалебные эпитеты (как, хотя вообще-то, и всякие другие), лепим ярлыки, но заслужил ли их евгений? заслужил. хотя бы и своими последними словами "ужо " очевидно заслужил. этим он восстал против самодержца, а значит — против государства. тот, кто осмелился на такое, — уже личность. кроме того, под "личностью" (в , а не биологическом смысле) обычно подразумевают человека, имеющего собственный взгляд на вещи, а не прожигающего жизнь свою "с легкостью необыкновенной". так вот, у евгения имеется тот самый самый "собственный взгляд". евгений — сторонник "тихого счастья": не "украл — выпил — в тюрьму", а "дом — — карьера". конечно, таких людей немало, но тех, кто опять же ради своей идеи руку на вождя поднимет, — единицы. евгений в их числе. выходит, он личность. и петр первый тоже личность. таким образом, копнув поглубже, сразу становится ясно: конфликт в "медном всаднике" не просто битва между "хорошей" личностью и "плохим" государством (или наоборот, как угодно). это уже столкновение личности, живущей ради собственной пользы, с личностью, живущей ради всей рф, ее народа, ее людей, то есть — ради других личностей. значит, в какой-то степени человек и "особый аппарат органов публичной власти" стоят в одном ряду, бок о бок, так высказать. но в таком случае в поэме должна быть некая "третья сила", которая если не сплотит петра первого и евгения, например, в неприятии себя самой, то хотя бы намекнет на такую вероятность. на вероятность единения личности и государства (а ведь так оно и должно быть в идеале). и а. с. пушкин находит третью силу. как ни банально, ею становится природа, стихия. именно ее поборол петр первый, возведя северную столицу, аккурат она взбунтовалась в 1824 году. взбунтовалась аккурат против стоящего на неве города, против его создателя, против государства. не являясь частью государства, евгений вовлечен в эту борьбу поневоле. и неожиданно оказывается на стороне аккурат государства. сцена "петр и евгений укрощают льва и коня" тому лишнее подтверждение. евгений в этом месте, совместно со всадником. а невеста его, с которой он собирался существовать "по природе", в бездыханном состоянии где-то по ту сторону стихии. туда пути нет. ну а куда же есть? а есть совершенно неожиданный исход поэмы. что происходит после знаменитого "ужо "? евгений в страхе бежит от всадника, тот за ним. с одной стороны, это гнев великого монарха на сумасшедшего червя. а с прочий — они бегут в одном направлении, и это что-нибудь да значит. два злейших врага встречаются на узкой тропинке аккурат в тот момент, когда им разделять особенно и нечего. евгений бежит от петра, а петру, хотя бив гневе, не до евгения. вспомним, ведь петр алексеевич романов скончался в 1725 году от воспаления легких, полученного точно во час предыдущего наводнения. значит, для его медного изваяния нынешний потоп — перст судьбы, и от него надобно скрыться. итак, мы видим, что рассматриваемый конфликт понемногу из двойственного вырос в тройственный. в этом прекраснейшая составляющая человеческого бытия — природа. само расширение темы довольно очевидно. вопрос в другом: для чего это все понадобилось а. с. пушкину? одна из скрытых причин в следующем. обычно чем проще модель произведения, тем виднее там автор. он просто не может скрыться за примитивным сюжетом. а в "медном всаднике" пушкин, как, наверное, нигде, не хочет "себя показать". он — певец реальности. главными поэтому становятся две вещи. во-первых, написать поэму как можно объективнее. а во-вторых, самому понять только что написанное. такой подход дает небывалый результат. читатель как бы сам осмысливает все ему предлагаемое и делает собственные выводы. вообще говоря, по иному и невозможно. конфликт в чистом виде личности и государства не имеет решения. всегда он был, постоянно он будет. приговор а. с. пушкина: "да будет так". пусть любой делает то, что хочет, и то, что может. всех рассудят потомки.
Метод «зеркало» — это уникальнейшее право осознания самого себя. Аналогия с «зеркалом Вам лучше понять, что любая Ваша негативная реакция на увиденное в другом человеке определяется Вашим же неприятием этого же в себе. Если что-то Вас раздражает в другом человеке, найдите это же в себе. В других, как в своём зеркале, Вы легко увидите то, что есть в Вас. Люди в общении — это зеркала друг друга. Повышенная частота конфликтов между людьми означает лишь то, что они часто бывают зеркалом друг для друга. Каждому человеку в той или иной степени свойственно находить тысячу и одно оправдание своему поведению, лишь бы не признавать, что действует точно так же, как и те, кого он за это критикует. Любые нежелательные отношения —это зеркало, в котором отражается наша личность. Когда мы недовольны своим окружением, на самом деле мы недовольны собой. Всё, что мы замечаем в людях, присутствует в нас самих, как хорошее, так и то, что пока ещё не стало таковым. Отношение человека к себе всегда совпадает с его отношением к окружающим. Тот, кто с пренебрежением относится к другим, в глубине души не уважает самого себя. Повнимательнее посмотрите на окружающих Вас людей и увидите, что они зеркально отражают Ваше представление о самом себе. Так как окружающий мир — это Ваш мир, то все, что Вы видите, слышите и чувствуете, — это Ваше отражение. Лучше осознайте, что мир, в котором мы живем, это наше продолжение, а мы, в свою очередь, — продолжение этого мира. То, что у человека внутри, он увидит и снаружи, ибо как внутри — так и снаружи. Представление о жизни меняется, когда человек осознает, что: всё, что происходит вокруг него, есть отражение того, что происходит внутри него; всё, что он видит у других людей, является отражением его же самого. То, что мы видим в других людях, ещё больше выражено в нас самих. Эту удивительную закономерность подметил Иисус ещё более 2 тыс. лет назад: «Ты видишь соломинку в глазу брата твоего, но не видишь бревно в собственном глазу» . «Как внутри, так и снаружи» . Если сам человек конфликтен, то именно таковыми он видит окружающих его людей и таким же образом строит взаимоотношения вокруг себя. Если Вас восхищает чья-то доброта, надёжность, добродушие — поздравьте себя с тем, что Вы уже обладаете этими качествами. Если что-то Вам не нравится в других (на внешнем плане) , следовательно, это присутствует в Вас самих (на внутреннем плане) Отворачиваясь от зеркала, Вы не решаете проблему. Переходя от одного зеркала к другому, Вы вновь увидите своё отображение. Может, стоит, наконец, не бить в очередной раз зеркало, а всё-таки разглядеть в нём себя. Хотите изменить другого, изменитесь сами. Единственное, что мы можем сделать, желая изменить другого человека, так это измениться самому. Глядя на нас, на наш изменённый внутренний мир, окружающие станут уподобляться ему, значит, меняться в том направлении, в котором Вы сами изменились. Практикуйте «метод зеркала» как можно чаще и Вы увидите, каким позитивным будет Ваше отражение! Используйте окружающих в качестве зеркала и увидите, каким удивительным образом Вы сами изменитесь к лучшему.
Любые нежелательные отношения —это зеркало, в котором отражается наша личность. Когда мы недовольны своим окружением, на самом деле мы недовольны собой. Всё, что мы замечаем в людях, присутствует в нас самих, как хорошее, так и то, что пока ещё не стало таковым.
Отношение человека к себе всегда совпадает с его отношением к окружающим. Тот, кто с пренебрежением относится к другим, в глубине души не уважает самого себя. Повнимательнее посмотрите на окружающих Вас людей и увидите, что они зеркально отражают Ваше представление о самом себе.
Так как окружающий мир — это Ваш мир, то все, что Вы видите, слышите и чувствуете, — это Ваше отражение. Лучше осознайте, что мир, в котором мы живем, это наше продолжение, а мы, в свою очередь, — продолжение этого мира.
То, что у человека внутри, он увидит и снаружи, ибо как внутри — так и снаружи. Представление о жизни меняется, когда человек осознает, что: всё, что происходит вокруг него, есть отражение того, что происходит внутри него; всё, что он видит у других людей, является отражением его же самого.
То, что мы видим в других людях, ещё больше выражено в нас самих. Эту удивительную закономерность подметил Иисус ещё более 2 тыс. лет назад: «Ты видишь соломинку в глазу брата твоего, но не видишь бревно в собственном глазу» .
«Как внутри, так и снаружи» . Если сам человек конфликтен, то именно таковыми он видит окружающих его людей и таким же образом строит взаимоотношения вокруг себя.
Если Вас восхищает чья-то доброта, надёжность, добродушие — поздравьте себя с тем, что Вы уже обладаете этими качествами. Если что-то Вам не нравится в других (на внешнем плане) , следовательно, это присутствует в Вас самих (на внутреннем плане) Отворачиваясь от зеркала, Вы не решаете проблему. Переходя от одного зеркала к другому, Вы вновь увидите своё отображение. Может, стоит, наконец, не бить в очередной раз зеркало, а всё-таки разглядеть в нём себя.
Хотите изменить другого, изменитесь сами. Единственное, что мы можем сделать, желая изменить другого человека, так это измениться самому. Глядя на нас, на наш изменённый внутренний мир, окружающие станут уподобляться ему, значит, меняться
в том направлении, в котором Вы сами изменились.
Практикуйте «метод зеркала» как можно чаще и Вы увидите, каким позитивным будет Ваше отражение! Используйте окружающих в качестве зеркала и увидите, каким удивительным образом Вы сами изменитесь к лучшему.