Мораль, на первый взгляд, простое, доступное разумению каждого человека явление общественной жизни. Начиная со сказок, преданий, мифов, и кончая наставлениями родителей, воспитателей, религиозными проповедями, общественным мнением, человек узнает о плохом и хорошем, о добре и зле.
Но это кажущаяся простота. Для учёных и просто любознательных в самой морали и в этике – россыпь загадок и до сих пор неразгаданных тайн. При близком взгляде, интересе к этому предмету оказывается, что мораль многолика, непостоянна, противоречива.
Один только пример моральной нормы у разных народов:
Уважать и беречь старость, например, на Кавказе и в Киргизии. Уничтожать бес старость – в Японии веков. Удалять стариков от общества в дома престарелых – цивилизованная Европа.
Во-первых, что мораль дана людям свыше, она есть божественное установление, поэтому можно полагать, что каждый должен поступать соответственно «стыду и правде» (быть причастным к ним). Но во второй части монолога выясняется иное: член общества не обязательно должен поступать по правде, он может быть порочным и всем известен своими пороками, но он может избежать морального осуждения при непременном условии: если будет публично объявлять себя добродетельным, справедливым, честным и т.п., то есть будет «прикидываться» хорошим, будучи плохим. А кара грозит тому, кто не прикидывается – вот кого надо преследовать.
человека явление общественной жизни. Начиная со сказок, преданий,
мифов, и кончая наставлениями родителей, воспитателей,
религиозными проповедями, общественным мнением, человек узнает о
плохом и хорошем, о добре и зле.
Но это кажущаяся простота. Для учёных и просто любознательных в
самой морали и в этике – россыпь загадок и до сих пор
неразгаданных тайн. При близком взгляде, интересе к этому предмету
оказывается, что мораль многолика, непостоянна, противоречива.
Один только пример моральной нормы у разных народов:
Уважать и беречь старость, например, на Кавказе и в Киргизии.
Уничтожать бес старость – в Японии веков. Удалять
стариков от общества в дома престарелых – цивилизованная
Европа.
Во-первых, что мораль дана людям свыше, она есть божественное
установление, поэтому можно полагать, что каждый должен поступать
соответственно «стыду и правде» (быть причастным к ним). Но
во второй части монолога выясняется иное: член общества не
обязательно должен поступать по правде, он может быть
порочным и всем известен своими пороками, но он может избежать
морального осуждения при непременном условии: если будет
публично объявлять себя добродетельным, справедливым, честным и
т.п., то есть будет «прикидываться» хорошим, будучи плохим. А
кара грозит тому, кто не прикидывается – вот кого надо
преследовать.