Русская художница и график, художник театра. Член Союза художников СССР (1937), заслуженный деятель искусств БАССР (1944), Народный художник БАССР (1955).Елгаштина Мария Николаевна родилась 14 июня 1873 года в Барнауле. С 1892 по 1894 гг. училась в Высшем художественном училище графа Строганова в Москве.
В 1903-1905 годах жила и работала в городе Плесе, где изучала произведения И. И. Левитана, сблизилась с известными русскими художниками М. П. Клодтом и А. М. Кориным. С 1906 г. жила и работала в Уфе. В 1913 г. совместно с художниками А. Э. Тюлькиным и А. П. Лежневым участвовала в организации первого творческого объединения башкирских художников «Уфимского общества любителей живописи». В 1919-1929 годах Мария Николаевна принимала участие в организации Башкирского художественного музея имени М. В. Нестерова и комплектовании музейной библиотеки. В 1932 году М. Н. Елгаштина основала первый в республике театр кукол, в котором была художественным руководителем, режиссером, сценографом, актрисой (до 1955 года). С 1940-х годов обратилась к технике масляной живописи. Главная тема работ этого периода - природа Башкортостана. Произведениям М. Н. Елгаштиной свойственны поэтичность, изящество цвета, тонкая проработка формы, мягкое созвучие сближенных тонов.
С 1892 по 1894 гг. училась в Высшем художественном училище графа Строганова в Москве.
В 1903-1905 годах жила и работала в городе Плесе, где изучала произведения И. И. Левитана, сблизилась с известными русскими художниками М. П. Клодтом и А. М. Кориным. С 1906 г. жила и работала в Уфе. В 1913 г. совместно с художниками А. Э. Тюлькиным и А. П. Лежневым участвовала в организации первого творческого объединения башкирских художников «Уфимского общества любителей живописи».
В 1919-1929 годах Мария Николаевна принимала участие в организации Башкирского художественного музея имени М. В. Нестерова и комплектовании музейной библиотеки.
В 1932 году М. Н. Елгаштина основала первый в республике театр кукол, в котором была художественным руководителем, режиссером, сценографом, актрисой (до 1955 года). С 1940-х годов обратилась к технике масляной живописи. Главная тема работ этого периода - природа Башкортостана. Произведениям М. Н. Елгаштиной свойственны поэтичность, изящество цвета, тонкая проработка формы, мягкое созвучие сближенных тонов.