На протяжении многих столетий духовного развития человечества проблема человека, а вместе с нею проблема человеческой индивидуальности была одной из самых важных. Философские знания – это прежде всего знания о человеке. Понятно, что философское учение о человеке выступает относительно самостоятельной частью философии. Философия становится философией в определенном смысле слова тогда, когда человек обращает внимание на «самого себя», на формы своей личной жизнедеятельности, свой личный духовный мир, его наполненность жизнью, страданиями и невзгодами, радостью и счастьем. Философия, верная своему предназначению, рассматривает человека в мире и мир в человеке. Она говорит о его реальном, фактическом положении в этом реальном, практическом мире, о его жизненном предназначении. При этом стремится понять не только, что он есть, но и кем он должен быть, ибо проблема сущности и бытия человека является одной из главных вечных философских проблем. Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте. Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек» (2,с.86). Исходя из различных определений, данных философией, психологией, и другими науками, человека можно определить как биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, мышлением, являющееся частью природы и общества, а также создавать материальные и духовные ценности. Человеческие и свойства, такие как речь, сознание, мышление, являются результатом культурного развития, а не врожденными качествами, передающимися по наследству. Человек – это высшее существо, отличающееся от животных к труду, результатом которого являются создаваемые блага, используемые в целях удовлетворения потребностей. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» – как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида.Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действия и процессов(4). Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возможно благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами, требованиями. Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку. Ядром личности выступают ценностно-мировоззренческие установки, которые складываются в процессе воспитания и жизненного опыта индивида. Вместе с тем свойственная человеку как разумному существу свобода воли позволяет ему осуществить сознательный выбор среди различных альтернатив и возможностей. Благодаря этому человек подняться над соответствующими условиями, детерминирующими направленность его личности и изменить характер своих действий.
Итания: от Земли до космоса 4. Человек как личность 4.1. Человек, коллеектив и общество. Формирование и развитие
II. Человек в потоке истории
1. Конкретно-историческое понимание личности
III. Человек как философская проблема
1. Природа человека. Диалектика сущности и существования 2. Проблема свободы 3. О смысле жизни
Выводы
Литература
I. Человек - Личность - Общество
1. Общее понятие человека
Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым: в самом деле. кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего. лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут оказывается, что загадочность этого явления становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нес. Однако бездонность этой проблемы не отпугивает от нес, а притягивает как магнит.
Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда направлены на «препарирование» его. Философия же всегда стремилась к постижению егоцелостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных паук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы; Философскую программу можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя», в этом корень и стержень всех других философских проблем.
История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, и своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу — судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело. качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Поэтому Августин, например, представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая, с точки зрения христианства,— арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола. Отсюда постоянное стремление человека к освобождению от дьявольских пут, стремление к постижению божественного света истины. Этим обстоятельством и обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь явно стремление не только познать собственную сущность, сколько приобщиться к высшей сущности — богу и тем самым обрести в день страшного суда. Этому сознанию чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивала зачастую суровое земное бытие.
Философия нового времени, будучи по преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Мы до сих пор черпаем из лучших творений этого периода алмазные россыпи тончайших наблюдений над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческой психики и деятельности. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, смогло создать непревзойденные образцы натуралистических исследований природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.
Понятно, что философское учение о человеке выступает относительно самостоятельной частью философии. Философия становится философией в определенном смысле слова тогда, когда человек обращает внимание на «самого себя», на формы своей личной жизнедеятельности, свой личный духовный мир, его наполненность жизнью, страданиями и невзгодами, радостью и счастьем.
Философия, верная своему предназначению, рассматривает человека в мире и мир в человеке. Она говорит о его реальном, фактическом положении в этом реальном, практическом мире, о его жизненном предназначении. При этом стремится понять не только, что он есть, но и кем он должен быть, ибо проблема сущности и бытия человека является одной из главных вечных философских проблем.
Понятие «личность» многопланово. Личность является объектом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, этики, эстетики, педагогики и т.д. Каждая из этих наук изучает личность в своем специфическом аспекте.
Для социально-психологического анализа личности следует четко разграничить понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «человек» (2,с.86).
Исходя из различных определений, данных философией, психологией, и другими науками, человека можно определить как биосоциальное существо, обладающее речью, сознанием, мышлением, являющееся частью природы и общества, а также создавать материальные и духовные ценности.
Человеческие и свойства, такие как речь, сознание, мышление, являются результатом культурного развития, а не врожденными качествами, передающимися по наследству. Человек – это высшее существо, отличающееся от животных к труду, результатом которого являются создаваемые блага, используемые в целях удовлетворения потребностей.
Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора. Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» – как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида.Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действия и процессов(4).
Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и отстоялось в личности, возможно благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними. Человек включает в деятельность и общение существенно важные ориентиры для своего поведения, все сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами, требованиями.
Познавая качества другого человека, личность получает необходимые сведения, которые позволяют выработать собственную оценку.
Ядром личности выступают ценностно-мировоззренческие установки, которые складываются в процессе воспитания и жизненного опыта индивида. Вместе с тем свойственная человеку как разумному существу свобода воли позволяет ему осуществить сознательный выбор среди различных альтернатив и возможностей. Благодаря этому человек подняться над соответствующими условиями, детерминирующими направленность его личности и изменить характер своих действий.
4. Человек как личность
4.1. Человек, коллеектив и общество. Формирование и развитие
II. Человек в потоке истории
1. Конкретно-историческое понимание личности
III. Человек как философская проблема
1. Природа человека. Диалектика сущности и существования
2. Проблема свободы
3. О смысле жизни
Выводы
Литература
I. Человек - Личность - Общество
1. Общее понятие человека
Один древний мудрец сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться.
Что же такое человек? На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым: в самом деле. кто ж не знает, что такое человек. Но в том-то все и дело, что то, что нам ближе всего. лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут оказывается, что загадочность этого явления становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в нес. Однако бездонность этой проблемы не отпугивает от нес, а притягивает как магнит.
Какие бы науки ни занимались изучением человека, их методы всегда направлены на «препарирование» его. Философия же всегда стремилась к постижению егоцелостности, прекрасно понимая, что простая сумма знаний частных паук о человеке не даст искомого образа, и потому всегда пыталась выработать собственные средства познания сущности человека и с их выявить его место и значение в мире, его отношение к миру, его возможность «сделать» самого себя, то есть стать творцом собственной судьбы; Философскую программу можно коротко, сжато повторить вслед за Сократом: «Познай самого себя», в этом корень и стержень всех других философских проблем.
История философии полна различных концепций сущности человека. В античной философской мысли он рассматривался преимущественно как часть космоса, как некий микрокосм, и своих человеческих проявлениях подчиненный высшему началу — судьбе. В системе христианского мировоззрения человек стал восприниматься как существо, в котором изначально неразрывно и противоречиво связаны две ипостаси: дух и тело. качественно противоположные друг другу как возвышенное и низменное. Поэтому Августин, например, представлял душу как независимую от тела и именно ее отождествлял с человеком, а Фома Аквинский рассматривал человека как единство тела и души, как существо промежуточное между животными и ангелами. Плоть человеческая, с точки зрения христианства,— арена низменных страстей и желаний, порождение дьявола. Отсюда постоянное стремление человека к освобождению от дьявольских пут, стремление к постижению божественного света истины. Этим обстоятельством и обусловлена специфика человеческого отношения к миру: здесь явно стремление не только познать собственную сущность, сколько приобщиться к высшей сущности — богу и тем самым обрести в день страшного суда. Этому сознанию чужда мысль о конечности человеческого бытия: вера в бессмертие души скрашивала зачастую суровое земное бытие.
Философия нового времени, будучи по преимуществу идеалистической, видела в человеке (вслед за христианством) прежде всего его духовную сущность. Мы до сих пор черпаем из лучших творений этого периода алмазные россыпи тончайших наблюдений над внутренней жизнью человеческого духа, над смыслом и формой операций человеческого разума, над тайными, сокрытыми в личностной глубине пружинами человеческой психики и деятельности. Естествознание, освободившись от идеологического диктата христианства, смогло создать непревзойденные образцы натуралистических исследований природы человека. Но еще большей заслугой этого времени было безоговорочное признание автономии человеческого разума в деле познания собственной сущности.