Прочитайте текст и выполните задания. «Если человек считает, что он свободен, означает ли это, что он может делать всё, что ему угодно? Свобода выдвигает свои «нельзя», потому что корыстные соображения и побуждения сами по себе не могут принадлежать свободе. Корыстные поступки — вынужденные поступки. Вынужденность ничего не запрещает, но она лишает человека его свободы. Поэтому настоящая, внутренняя свобода человека существует только при отсутствии внешней вынужденности.
Совесть и бескорыстие внутри человеческого духа. Внешние силы, порабощающие человека (экономические, политические, телесные недомогания и пр.), вносят во внутренний мир человека хаос, дисгармонию. Порабощенный внешними силами человек дисгармоничен. Совесть же бескорыстна и, следовательно, сама свободна. Поэтому поступок, совершенный человеком по совести, — свободный поступок. Совесть защищает человека, противостоит всем корыстным, эгоистичным внешним воздействиям. Всё, что человек делает из расчёта или под влиянием внешних обстоятельств, неизбежно приводит к внутренним конфликтам, к дисгармоничности.
Наша личная свобода, которая определяется нашей совестью, имеет своё пространство, свое поле действия, которое может быть более широким и менее широким, более глубоким и менее глубоким. Размеры и глубина действия свободы человека зависят от степени культуры человека и человеческого сообщества. Совесть действует в пределах культуры человека и человеческого сообщества, в пределах традиций народа... Перед людьми большой культуры большой выбор решений и вопросов, широкие творческие возможности, где совесть определяет степень искренности творчества и, следовательно, степень его талантливости, оригинальности и т.д».
Д.С. Лихачев.
Задания:
А) Озаглавьте текст.
Б) Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
А)Озаглавить текст
,,Если человек считает что он свободен он может делать всё что угодно?''
"Свобода и совесть"
Б) Составьте план текста.
Основные смысловые фрагменты:
1. Свобода и ее ограничения.
2. Роль корысти и вынужденности в свободе.
3. Внешние силы и их влияние на человека.
4. Совесть как бескорыстный элемент человеческого духа.
5. Совесть как защита от корыстных воздействий.
6. Конфликты и дисгармония при отсутствии свободных поступков.
7. Размеры и глубина действия свободы.
8. Зависимость свободы от культуры человека и общества.
9. Возможности искреннего творчества в большой культуре.
Пояснение к плану:
1. В этом фрагменте говорится о том, что быть свободным не означает делать все, что хочется.
2. Здесь говорится о том, что корыстные поступки и вынужденность ограничивают настоящую, внутреннюю свободу.
3. В этой части текста рассказывается о внешних силах, которые порабощают человека и приводят к дисгармонии.
4. Здесь говорится о совести как бескорыстном элементе человеческого духа.
5. В этой части текста рассматривается совесть как защита от корыстных воздействий.
6. Здесь утверждается, что без свободных поступков возникают внутренние конфликты и дисгармония.
7. В этом фрагменте обсуждается размеры и глубина действия свободы, которые зависят от степени культуры человека и общества.
8. Здесь говорится о зависимости свободы от культуры и традиций общества.
9. В этой части текста рассматривается роль совести в искреннем творчестве и его качествах.
Пошаговое решение:
А) Ответ: "Свобода и совесть"
Б) Разделение текста на смысловые фрагменты и составление плана:
1. Свобода и ее ограничения.
2. Роль корысти и вынужденности в свободе.
3. Внешние силы и их влияние на человека.
4. Совесть как бескорыстный элемент человеческого духа.
5. Совесть как защита от корыстных воздействий.
6. Конфликты и дисгармония при отсутствии свободных поступков.
7. Размеры и глубина действия свободы.
8. Зависимость свободы от культуры человека и общества.
9. Возможности искреннего творчества в большой культуре.