Термин "сознание" имеет обширное количество толкований. на почве этого мы не можем указать чёткого объяснения и ответа на вопрос: "чем является сознание и каковы его рамки? " в дуализме существует теория,что сознание (дух) и материя ( тело) представляют собой две независимые и равные по значению субстанции.но это противоположно точки зрению, которая считается основной в идеализме,что душа (сознание) - первично. а тело - вторично. материалисты же критикуют как дуалистов и идеалистов, доказывая, что поведение не является сознанием, но внутренней причиной сознания, как свойство высокоорганизованной материи.в теории функционализма или же искусственного интеллекта сознание относится к мозгу так же, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным устройством часов.если определять сознание как духа или же просто нечто духовное можно сказать, что оно находится отдельно от знания ,опыта или же человеческого бытия ,ибо дух может означать совокупность черт темперамента, характера, которые являются проявлением вида нервной системы в деятельности человека.то есть от знания, опыта, человеческого бытия сознание не зависит.
Общество как сложная система состоит из множества элементов, которые, в свою очередь, могут быть объединены в подсистемы. Подсистемами (сферами) общественной жизни являются:
экономическая (производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения); социальная (отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий); политическая (отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями); духовная (отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления).
Каждая сфера общественной жизни, в свою очередь, представляет собой сложное образование, ее элементы дают представления и об обществе в целом.
экономическая (производство, распределение и потребление материальных благ, а также соответствующие отношения); социальная (отношения между классами, сословиями, нациями, профессиональными и возрастными группами, деятельность по обеспечению социальных гарантий); политическая (отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями); духовная (отношения, возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления).
Каждая сфера общественной жизни, в свою очередь, представляет собой сложное образование, ее элементы дают представления и об обществе в целом.