Задание 1 Одна из телепередач цикла «Культурная революция» была посвящена проблеме воспитания в школе. Две противоположные точки зрения представляли ректор одного из университетов и журналист, профессор Института международных отношений. Приведем краткое изложение суждений двух главных участников дискуссии.
Ректор: школа благодаря содержанию образования, анализу как современных общественных явлений, так и личного опыта учащихся может и должна воспитывать.
Журналист: семья воспитывает детей, подростков; школа, при всем уважении к учителям, не играет значительной роли в воспитании.
Если бы вам довелось участвовать в телепередаче, какую бы позицию вы разделяли или сформулировали бы свое, отличное от высказанных, мнение? В вашей аргументации уместно порассуждать о том, что такое воспитание, каковы его цели и соотношение с обучением, о роли жизненного опыта.
Задание 2
Высказываются различные мнения по вопросу о том, кому из студентов в нынешних условиях недостаточного финансирования образования следует назначать государственную стипендию. Одни полагают, что стипендия положена всем, кто получает бесплатное высшее образование. Стипендию можно дифференцировать в зависимости от успеваемости студента. Другие считают, что главный критерий при назначении стипендии — материальное положение студента, его семьи. Стипендию надо назначать тем, кто вынужден подрабатывать любым, по преимуществу физическим трудом. При таком подходе стипендию будут получать 15—20% студентов, что даст возможность увеличить ее размер. Словом, как говорил один студент, стипендию будут получать те, кому она нужна на хлеб, а не те, чья стипендия уходит на сигареты.
Какую позицию вы бы заняли, если бы вам довелось участвовать в дискуссии? Свой выбор аргументируй.
Задание 3
Прочтите фрагмент размышлений о своей жизни выдающегося российского философа Н. А. Бердяева 1874—1948.
«Учился я всегда посредственно и всегда чувствовал себя мало учеником. Одно время у меня был домашний репетитор. Однажды он пришел к отцу и сказал, что ему трудно заниматься с таким не учеником. В то время я уже много читал и рано задумывался над смыслом жизни. Но я никогда не мог решить ни одной математической задачи, не мог выучить ни одного стихотворения, не мог написать ни страницы диктовки, не сделав ряд ошибок. Если бы я не знал с детства французский и немецкий языки, то, вероятно, с большим трудом овладел бы ими... Поступив в университете на естественный факультет, я лучше других студентов ориентировался в естественных науках... Но я не мог принять никакого учебного заведения, не мог принять и университета. Психологически я себе объясняю, почему я был всегда не учеником, несмотря на очень раннее мое развитие и на чтение книг, которых в моем возрасте никто не читал. Мои обнаруживались лишь тогда, когда умственный процесс шел от меня, когда я был в активном творческом состоянии, и я не мог обнаружить когда нужно было пассивное усвоение и запоминание, когда процесс шел извне ко мне. Я, в сущности, никогда не мог ничего пассивно усвоить, просто заучить и запомнить, не мог поставить себя в положение человека, которому задана задача. Поэтому экзамен был для меня невыносимой вещью. Я не могу пассивно отвечать. Мне сейчас же хочется развить собственные мысли. По Закону Божию я однажды получил на экзамене единицу по двенадцати системе. Это был случай небывалый в истории кадетского корпуса. Я никогда не мог бы конспектировать ни одной книги. И я, вероятно, бы срезался, если бы мне предложили конспектировать мою собственную книгу. Я очень много читал в течение всей моей жизни и очень разнообразно. Я читаю быстро и легко. С необычайной легкостью ориентируюсь в мире мысли данной книги, сразу же знаю, что к чему относится, в чем смысл книги. Но я читаю активно, а не пассивно, я непременно творчески реагирую на книгу и помню хорошо не столько содержание книги, сколько мысли, которые мне пришли в голову по поводу книги. Для меня это очень характерно. Вместе с тем я никогда не мог признать никакого учителя и руководителя занятий... Я понимал жизнь не как воспитание, а как борьбу за свободу».
1) В чем Н. Бердяев видит причины своих проблем в обучении?
2) Не противоречат ли друг другу раннее интеллектуальное развитие мыслителя и его не регулярно учиться?
3) Отрицает ли Бердяев саму систему образования ответ поясните?
В современном мире люди все меньше замечают значимость занятий спортом, каждый занят своими многочисленными важными делами. К сожалению, в наш век, стремительно развивающихся технологий и наук, современный человек практически не двигается, он занят умственным трудом, совсем забывая о физическом. Мало кто догадывается, что занятия физическими упражнениями напрямую связаны с работо человека, с умением концентрироваться и со скоростью выполнения работы. Ведь человек, который хотя бы несколько раз в неделю занимается своим телом, намного выносливее и активнее рыхлого лентяя, соответственно и повседневные задачи у него будут решаться намного быстрее и лучше. В связи с этим повысилось внимание к здоровью граждан, а в частности к студентам, ибо имея молодых специалистов, распрощавшихся со здоровьем еще в процессе обучения, мы получим лишь слабых работников, которые не смогут, в полной мере выполнять свои обязанности, ввиду своего плохого физического здоровья, а вместе с тем и психического, так как эти две вещи непосредственно взаимосвязаны.
Физическое и психическое развитие следует воспринимать как симбиоз, в котором, важен каждый компонент. К примеру у детей, развитость движений — главный показатель правильного психического развития. Оно включает в себя координацию движений, инициативность движений запоминать последовательность нужных движений, так же развитие речевых навыков, внимание к своим и чужым действием, развитие всех моторик рук и зрительной координации. Поэтому ни в коем случае не нужно пренебрегать физическими упражнениями как в детском возрасте, так и во взрослом и поддерживать себя в хорошей физической форме. Человек в хорошей физической форме умеет координировать свои движения и имеет быструю реакцию, например, ловкость очень хорошо развивается у фехтовальщиков. Мышечная сила. Сильные мускулы делают фигуру более привлекательной. Когда человек выполняет силовые упражнения, организм не требует дополнительного кислорода. Необходимо комбинировать как анаэробные, так и аэробные упражнения, например, заниматься плаванием или ездой на велосипеде. Выносливость мышц. Движения, которые повторяются, делают мышцы более выностивыми, заставляют их работать не уставая, лучше всего для этого подходят прыжки на скакалке. Гибкость. У любого человека должны быть сильные здоровые и эластичные мышцы, это позволит сохранить подвижность до глубокой старости, для этого необходимо заниматься растяжкой и танцами, так же будут полезны занятия йогой и пилатесом, что позволит так же сохранить и подвижность суставов.