Термин "этика" - древнегреческого происхождения. Он берет начало от слова "этос" (ἦθος, ethos), означавшего местопребывание - человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В этом значении оно употреблялось еще Гомером. Оно имело также другой смысл, ставший со временем превалирующим - устойчивая природа какого-либо явления, в том числе характер, внутренний нрав живых существ. Эмпедокл говорит об этосе первоэлементов, Гераклит - об этосе человека, имея в виду его "образ жизни", "характер": "Характер человека есть его демон". Понятие этоса содержит нормативный оттенок, обозначая такую устойчивую природу явления, которая вместе с тем выступает в качестве образца. Аристотель, отталкиваясь от слова "этос" в значении характера, внутренней природы, нрава, образовал прилагательное "этический" или "этосный" (ἦθικος, ethicos) - относящийся к этосу. Им он обозначил особый класс качеств, относящихся к характеру человека, описывающих его совершенное состояние - этические добродетели. При терминологическом обозначении и содержательном описании этических добродетелей Аристотель ссылается также на термин "привычка" (έθος, ethos), который от термина ἦθος в значении "характер" отличается только одной буквой (эпсилон, пятая буква греческого алфавита, вместо эты - седьмой буквы).Этические добродетели (мужество, умеренность, щедрость и др.) отличаются как от природных свойств человека, аффектов, так и от качеств его ума (дианоэтических добродетелей). Уже от прилагательного "этический", субстантивировав его, Аристотель образовал существительное "этика" (ἦθικά), являющееся, с одной стороны, обобщением соответствующего класса добродетелей, а с другой - обозначением той области знаний, которая изучает человеческие добродетели (произведения Аристотеля "Никомахова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика" - первые сочинения, предметная область которых обозначена словом "этика" и в которых впервые встречается этот термин).Термин "мораль" и по содержанию и по истории возникновения представляет собой латинский аналог термина "этика". В латинском языке есть слово mos (мн. ч. mores), соответствующее древнегреческому этосу и обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. Из него Цицерон, желая обогатить латинский язык и ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное "моральный" (moralis) для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV в., появляется слово "мораль" (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений. Множественное число от него - moralia - употреблялось как обозначение и моральной философии и ее предмета.В русском языке есть самобытный термин "нравственность", являющийся в целом эквивалентом греческого слова "этика" и латинского слова "мораль". Насколько можно судить, он повторяет их историю. В русском словаре 1704 г. (словарь Поликарпова) есть слово "прав", но нет еще слов "нравственный" и "нравственность". В словаре 1780 г. (словарь Нордстета) появляется слово "нравственный", но нет слова "нравственность". И только в словаре 1793 г. (академический словарь) в добавление к двум вышеназванным появляется слово "нравственность".Многие европейские языки (английский, итальянский, французский и др.) для описания интересующего нас предмета обходятся двумя словами: "этика" и "мораль". В немецком языке, как и в русском, существует еще и третье слово: "нравственность". Интересно, что немецкий термин Sittlichkeit также воспроизводит историю и логику своих иноязычных и более древних эквивалентов. Согласно толковому словарю братьев Гримм, в XIII в. существовало слово "нрав" (Sitte), в XIV в. появляется слово "нравственный" (sittlich) и только в XVI в. возникает существительное "нравственность" (Sitllichkeit), обобщающее определенную реальность внутренней жизни человека и его отношений с другими людьми.Таким образом, термины "этика", "мораль", "нравственность" приблизительно однотипны но своему этимологическому содержанию и истории возникновения. В ходе развития культуры они приобретали различные смысловые оттенки, самым существенным из которых является разделение этики и морали (нравственности). Под этикой понимается наука (область систематизированного знания), а под моралью (нравственностью) - то, что она изучает, ее предмет (или объект). Попытка эта, хотя она имеет многовековую историю, в целом не удалась. И язык, и духовный опыт сопротивляются тому, чтобы закрепить за этикой исключительно или хотя бы даже преимущественно значение науки, а мораль лишить какого-либо теоретического статуса. В современном - и живом и литературном - русском языке все три термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми. Сказать "этические нормы", "моральные нормы", "нравственные нормы" - значит сказать одно и то же.
Аристотель, отталкиваясь от слова "этос" в значении характера, внутренней природы, нрава, образовал прилагательное "этический" или "этосный" (ἦθικος, ethicos) - относящийся к этосу. Им он обозначил особый класс качеств, относящихся к характеру человека, описывающих его совершенное состояние - этические добродетели. При терминологическом обозначении и содержательном описании этических добродетелей Аристотель ссылается также на термин "привычка" (έθος, ethos), который от термина ἦθος в значении "характер" отличается только одной буквой (эпсилон, пятая буква греческого алфавита, вместо эты - седьмой буквы).Этические добродетели (мужество, умеренность, щедрость и др.) отличаются как от природных свойств человека, аффектов, так и от качеств его ума (дианоэтических добродетелей). Уже от прилагательного "этический", субстантивировав его, Аристотель образовал существительное "этика" (ἦθικά), являющееся, с одной стороны, обобщением соответствующего класса добродетелей, а с другой - обозначением той области знаний, которая изучает человеческие добродетели (произведения Аристотеля "Никомахова этика", "Большая этика", "Эвдемова этика" - первые сочинения, предметная область которых обозначена словом "этика" и в которых впервые встречается этот термин).Термин "мораль" и по содержанию и по истории возникновения представляет собой латинский аналог термина "этика". В латинском языке есть слово mos (мн. ч. mores), соответствующее древнегреческому этосу и обозначающее нрав, обычай, моду, устойчивый порядок. Из него Цицерон, желая обогатить латинский язык и ссылаясь на опыт Аристотеля, образовал прилагательное "моральный" (moralis) для обозначения этики, назвав ее philosophia moralis. Уже позднее, предположительно в IV в., появляется слово "мораль" (moralitas), в качестве собирательной характеристики моральных проявлений. Множественное число от него - moralia - употреблялось как обозначение и моральной философии и ее предмета.В русском языке есть самобытный термин "нравственность", являющийся в целом эквивалентом греческого слова "этика" и латинского слова "мораль". Насколько можно судить, он повторяет их историю. В русском словаре 1704 г. (словарь Поликарпова) есть слово "прав", но нет еще слов "нравственный" и "нравственность". В словаре 1780 г. (словарь Нордстета) появляется слово "нравственный", но нет слова "нравственность". И только в словаре 1793 г. (академический словарь) в добавление к двум вышеназванным появляется слово "нравственность".Многие европейские языки (английский, итальянский, французский и др.) для описания интересующего нас предмета обходятся двумя словами: "этика" и "мораль". В немецком языке, как и в русском, существует еще и третье слово: "нравственность". Интересно, что немецкий термин Sittlichkeit также воспроизводит историю и логику своих иноязычных и более древних эквивалентов. Согласно толковому словарю братьев Гримм, в XIII в. существовало слово "нрав" (Sitte), в XIV в. появляется слово "нравственный" (sittlich) и только в XVI в. возникает существительное "нравственность" (Sitllichkeit), обобщающее определенную реальность внутренней жизни человека и его отношений с другими людьми.Таким образом, термины "этика", "мораль", "нравственность" приблизительно однотипны но своему этимологическому содержанию и истории возникновения. В ходе развития культуры они приобретали различные смысловые оттенки, самым существенным из которых является разделение этики и морали (нравственности). Под этикой понимается наука (область систематизированного знания), а под моралью (нравственностью) - то, что она изучает, ее предмет (или объект). Попытка эта, хотя она имеет многовековую историю, в целом не удалась. И язык, и духовный опыт сопротивляются тому, чтобы закрепить за этикой исключительно или хотя бы даже преимущественно значение науки, а мораль лишить какого-либо теоретического статуса.
В современном - и живом и литературном - русском языке все три термина содержательно перекрещиваются и в принципе являются взаимозаменяемыми. Сказать "этические нормы", "моральные нормы", "нравственные нормы" - значит сказать одно и то же.