Число евреев города постоянно фигурировало в отчетах жандармерии. Это было следствием антисемитской политики, которую на протяжении десятилетий вело царское правительство. Ограничительные меры в отношении евреев вылились в известное понятие – «черта оседлости», по которой им было запрещено селиться в центральной части Российской Империи. Но с проведением реформ в царствование Александра II в отношении евреев было сделано значительное смягчение государственной политики. Теперь определенные их группы могли проживать за пределами черты оседлости. Среди них были ремесленники, рабочие и земледельцы. В такую категорию попадал наборщик типографии харьковской газеты «Южный край» Александр Вейнбаум. В мае 1891 г. он приобрел в Белгороде у Мониса Гардона типографию и получил "белгородскую прописку" в городе. Ко всему надо прибавить и то, что Вейнбаум сменил вероисповедание и был крещен в православие и в дальнейшем не только не афишировал свою национальность, но даже не числился в отчетах жандармерии. Владельцем другой типографии в Белгороде был Моисей Галдин, который записан как белгородский мещанин благодаря прохождению службы в армии. Надо пояснить, что после одной из реформ Александра II евреи должны были на общих основаниях проходить военную службу в российской армии, это давало не только им, но и их потомкам возможность проживать за чертой оседлости. Такими детьми были дети николаевского солдата Берка Моисеевича Цапа. На рубеже веков его дети – братья Цап – возьмутся за разработку меловых карьеров и вскоре станут «олигархами» местного значения и меловыми и известковыми заводами. Еще одной группой профессий, представители которых имели право селиться в центре Империи были врачи, дантисты и провизоры. Представителем этой группы в Белгороде был Копеля Наумович Коган, многие годы занимавшийся аптекарским делом, поставляя лекарства не только для города, но и для нужд уезда.
Преодолеть черту оседлости могли и купцы 1-й гильдии. По этому поводу стоит рассказать одну городскую историю. В 1890 г. городская управа отказала еврею Магульскому в о выдаче ему приказчичьего свидетельства 1 класса и билета 1 гильдии для покупки в г.Белгороде разных товаров по доверенности Харьковского купца еврея Штефеля. Отказ был мотивирован тем, что в приказчики евреи имели право брать только тех, которые приобрели право на постоянное место жительство. Между тем Могульский проживал в Белгороде, как ремесленник и поэтому не мог быть приказчиком у Штефеля. Как сложилась далее эта история, иллюстрирует открытое письмо, датированное 1893 г. с фирменным штампом Айзика Магульского. Текст письма свидетельствует о том, что уже в 1893 г. он вел торговлю, закупая известь в Белгороде.
А вот этот документ, найденный участником форума AKN, показывает, что уже к 1899 г. Айзик Меерович имел статус купца 1-й гильдии.
Но тогда в 1890 г. отказывая Могульскому в выдаче свидетельств, городская управа предложила "торговым депутатам проверить права проживающих в г.Белгороде евреев на занятие торговлей и в случае обнаружения каких либо нарушений правил, относящихся до торговли евреев вне мест постояянной их оседлости, составить протоколы и направить таковые через городскую управу в Курскую Казенную Палату для возбуждения судебного преследования против виновных евреев".
Численность еврейского населения увеличивалась с каждым годом и по сводке жандармского управления на март 1913 г. в городе проживало 145 глав семейств, причем только 13 семей имели постоянные белгородские паспорта. С учетом многодетности того времени еврейская община могла достигать более полутысячи человек. Естественно, для столь многочисленной общины было необходимо место для исполнения религиозных нужд. Около 1907 г. был приобретен дом, ранее принадлежавший белгородскому мещанину Авилову, и записан на трех человек, видимо, авторитетных представителей еврейской общины: это были Цап, Коган и Островский. Документов о перестройки бывшего дома Авилова или его фасада под еврейскую синагогу не обнаружено, но, видимо, такая перестройка все же была. Здание синагоги, располагавшееся в северо-западном углу перекрестка современных улиц Преображенской и Князя Трубецкого пострадало в Великую Отечественную войну и больше не восстанавливалось.
Современный вид на место расположения белгородской синагоги
Николо-Иоасафовский собор на карте
Николо-Иоасафовский собор
Николо-Иоасафовский собор в Белгороде
Попова, 56
http://николо-иоасаф.рф
Оставить свой отзыв
Храм Покрова Пресвятой Богородицы Белгородской общины Древнеправославной Церкви на карте
Храм Покрова Пресвятой Богородицы Белгородской общины Древнеправославной Церкви
Храм Покрова Пресвятой Богородицы Белгородской общины Древнеправославной Церкви в Белгороде
Курская, 18
Оставить свой отзыв
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы на карте
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в Белгороде
Архиерейская, 6 к2
Оставить свой отзыв
Храм Архангела Гавриила на карте
Храм Архангела Гавриила
Храм Архангела Гавриила в Белгороде
площадь Университетская, 1
Оставить свой отзыв
Храм преподобного Серафима Саровского на карте
Храм преподобного Серафима Саровского
Храм преподобного Серафима Саровского в Белгороде
Корочанская, 308а
Оставить свой отзыв
Храм-часовня во имя святых мучеников Флора и Лавра на карте
Храм-часовня во имя святых мучеников Флора и Лавра
Храм-часовня во имя святых мучеников Флора и Лавра в Белгороде
Мичуринский 1-й пер, 22Б
Оставить свой отзыв
Церковь Христиан Адвентистов седьмого дня на карте
Церковь Христиан Адвентистов седьмого дня
Церковь Христиан Адвентистов седьмого дня в Белгороде
Шоссейная 1-я, 2
Оставить свой отзыв
Храм Святой Блаженной Матроны Московской на карте
Храм Святой Блаженной Матроны Московской
Храм Святой Блаженной Матроны Московской в Белгороде
Некрасова, 8 к1
Оставить свой отзыв
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца на карте
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца
Храм Святого Великомученика Георгия Победоносца в Белгороде
Королёва, 1в
Оставить свой отзыв
Храм Святого Праведного Иоанна Кронштадтского на карте
Храм Святого Праведного Иоанна Кронштадтского
Храм Святого Праведного Иоанна Кронштадтского в Белгороде
Богдана Хмельницкого а
Оставить свой отзыв
Преображенский кафедральный собор на карте
Преображенский кафедральный собор
Преображенский кафедральный собор в Белгороде
Преображенская, 63в
http://favor.csn.ru
Оставить свой отзыв
Храм в честь иконы Божьей Матери Почаевской на карте
Храм в честь иконы Божьей Матери Почаевской
Храм в честь иконы Божьей Матери Почаевской в Белгороде
Конева, 3б
Оставить свой отзыв
Смоленский собор на карте
Смоленский собор
Смоленский собор в Белгороде
Гражданский а
http://www.smsobor.ru
Оставить свой отзыв
Храм Свято-Михайловский на карте
Храм Свято-Михайловский
Храм Свято-Михайловский в Белгороде
Донецкая, 84а
Оставить свой отзыв
Храм преподобного Сергия Радонежского на карте
Храм преподобного Сергия Радонежского
Храм преподобного Сергия Радонежского в Белгороде
8 Марта, 170
http://radonezh.bsu.edu.ru
Оставить свой отзыв
Покровский собор на карте
Покровский собор
Покровский собор в Белгороде
Пушкина, 19б
Оставить свой отзыв
Храм Часовня во имя Святой Блаженной Ксении Петербургской на карте
Храм Часовня во имя Святой Блаженной Ксении Петербургской
Храм Часовня во имя Святой Блаженной Ксении Петербургской в Белгороде
Макаренко, 10б
Храм Часовня во имя святителя Иоасафа епископа Белгородского на карте
Чудотворца Храм Часовня во имя святителя Иоасафа епископа Белгородского
Чудотворца Храм Часовня во имя святителя Иоасафа епископа Белгородского в Белгороде
бульвар Свято-Троицкий, 24
Число евреев города постоянно фигурировало в отчетах жандармерии. Это было следствием антисемитской политики, которую на протяжении десятилетий вело царское правительство. Ограничительные меры в отношении евреев вылились в известное понятие – «черта оседлости», по которой им было запрещено селиться в центральной части Российской Империи. Но с проведением реформ в царствование Александра II в отношении евреев было сделано значительное смягчение государственной политики. Теперь определенные их группы могли проживать за пределами черты оседлости. Среди них были ремесленники, рабочие и земледельцы. В такую категорию попадал наборщик типографии харьковской газеты «Южный край» Александр Вейнбаум. В мае 1891 г. он приобрел в Белгороде у Мониса Гардона типографию и получил "белгородскую прописку" в городе. Ко всему надо прибавить и то, что Вейнбаум сменил вероисповедание и был крещен в православие и в дальнейшем не только не афишировал свою национальность, но даже не числился в отчетах жандармерии. Владельцем другой типографии в Белгороде был Моисей Галдин, который записан как белгородский мещанин благодаря прохождению службы в армии. Надо пояснить, что после одной из реформ Александра II евреи должны были на общих основаниях проходить военную службу в российской армии, это давало не только им, но и их потомкам возможность проживать за чертой оседлости. Такими детьми были дети николаевского солдата Берка Моисеевича Цапа. На рубеже веков его дети – братья Цап – возьмутся за разработку меловых карьеров и вскоре станут «олигархами» местного значения и меловыми и известковыми заводами. Еще одной группой профессий, представители которых имели право селиться в центре Империи были врачи, дантисты и провизоры. Представителем этой группы в Белгороде был Копеля Наумович Коган, многие годы занимавшийся аптекарским делом, поставляя лекарства не только для города, но и для нужд уезда.
Преодолеть черту оседлости могли и купцы 1-й гильдии. По этому поводу стоит рассказать одну городскую историю. В 1890 г. городская управа отказала еврею Магульскому в о выдаче ему приказчичьего свидетельства 1 класса и билета 1 гильдии для покупки в г.Белгороде разных товаров по доверенности Харьковского купца еврея Штефеля. Отказ был мотивирован тем, что в приказчики евреи имели право брать только тех, которые приобрели право на постоянное место жительство. Между тем Могульский проживал в Белгороде, как ремесленник и поэтому не мог быть приказчиком у Штефеля. Как сложилась далее эта история, иллюстрирует открытое письмо, датированное 1893 г. с фирменным штампом Айзика Магульского. Текст письма свидетельствует о том, что уже в 1893 г. он вел торговлю, закупая известь в Белгороде.
А вот этот документ, найденный участником форума AKN, показывает, что уже к 1899 г. Айзик Меерович имел статус купца 1-й гильдии.
Но тогда в 1890 г. отказывая Могульскому в выдаче свидетельств, городская управа предложила "торговым депутатам проверить права проживающих в г.Белгороде евреев на занятие торговлей и в случае обнаружения каких либо нарушений правил, относящихся до торговли евреев вне мест постояянной их оседлости, составить протоколы и направить таковые через городскую управу в Курскую Казенную Палату для возбуждения судебного преследования против виновных евреев".
Численность еврейского населения увеличивалась с каждым годом и по сводке жандармского управления на март 1913 г. в городе проживало 145 глав семейств, причем только 13 семей имели постоянные белгородские паспорта. С учетом многодетности того времени еврейская община могла достигать более полутысячи человек. Естественно, для столь многочисленной общины было необходимо место для исполнения религиозных нужд. Около 1907 г. был приобретен дом, ранее принадлежавший белгородскому мещанину Авилову, и записан на трех человек, видимо, авторитетных представителей еврейской общины: это были Цап, Коган и Островский. Документов о перестройки бывшего дома Авилова или его фасада под еврейскую синагогу не обнаружено, но, видимо, такая перестройка все же была. Здание синагоги, располагавшееся в северо-западном углу перекрестка современных улиц Преображенской и Князя Трубецкого пострадало в Великую Отечественную войну и больше не восстанавливалось.
Современный вид на место расположения белгородской синагоги
Старая молельня
Стоит рассказать еще об одном культовом месте.