Вчем проявляется средообразующая роль бактерий в биосфере? 2. как участвуют в образовании среды жизни растения суши и океана? 3. какие группы организмов участвуют в образовании почв, и в чем заключается их роль? 4. какими меняют среду вокруг себя животные? 5. каковы масштабы и формы антропогенного изменения среды? 6. в чем опасность влияния человека на среду жизни других организмов в биосфере? 7. что такое биоценоз? что понимается под его структурой? 8. каково разнообразие трофических связей организмов? какую роль в природе они играют? 9. что такое мутуалистические связи? как они распространены в природе? 10. что называю конкуренцией? какое значение она имеет в сложении биоценозов? 11. что входит в круг прикладной биоценологии? 12. что такое популяции? каковы их основные характеристики? 13. каковы теоретические и реальные особенности роста популяций? 14. какие типы возрастной и половой структуры популяций характерны для разных видов? 15. какие пути предотвращения перенаселенности (механизмы гомеостаза популяций) возникли в эволюции разных видов? какие еще причины сдерживают рост популяций? 16. что такое «демографический взрыв» в человечества? почему он происходит и каковы связанные с ним проблемы? 17.как соотносятся между собой понятия «биоценоз», «экосистема» и «биогеоценоз»? 18. почему в экосистемах не может быть круговорота энергии? 19. что такое первичная и вторичная биологическая продукция? 20. чем агроэкосистемы отличаются от природных и чем похожи на них? 21. что такое экологическая сукцессия и каковы ее этапы?
Получил домашнее образование под личным надзором своего родителя, который уделял вопросу воспитания наследника особое внимание. Его «наставником» (с обязанностью руководства всем процессом воспитания и образования и поручением составить «план учения») и учителем русского языка был В. А. Жуковский, учителем Закона Божия и Священной истории — просвещённый богослов протоиерей Герасим Павский (до 1835), военным инструктором — капитан К. К. Мердер, а также М. М. Сперанский (законодательство), К. И. Арсеньев (статистика и история), Е. Ф. Канкрин (финансы), Ф. И. Брунов (внешняя политика), академик Э. Д. Коллинз (арифметика), К. Б. Триниус (естественная история).
По многочисленным свидетельствам, в юношеском возрасте был весьма впечатлителен и влюбчив. Так, во время поездки в Лондон 1839 у него возникла мимолётная влюблённость в юную королеву Викторию(впоследствии, как монархи, они испытывали взаимную неприязнь и вражду).
ну вот