Прочитай текст.Определи тип текста. Ранняя погожая осень. Ощущаешь свежее, тихое утро. Ночь только отступила. На обочине дороги молчаливо лежат светлые тени. Вдалеке видишь сад. Золотой, подсохший, поредевший, он по- прежнему могуч. Замечаешь кленовые аллеи, вдыхаешь тонкий аромат опавшей листвы и запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Кругом тишь. Только в вышине кущ заливается сладкоголосый соловей. Воздух так свеж и чист, словно его нет. По всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это садовники собирают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в город. Поездка будет приятной. Так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо, чувствовать запах дегтя, слушать, как осторожно поскрипывают в темноте колеса, проезжать мимо спящих полей, где недавно колосилась рожь, мимо Тихих домов с настежь открытыми окнами, в которых до темноты не зажигают свечей надо
✿ПО 9 ПРИМЕРОВ К КАЖДОМУ ВИДУ ГЛАГОЛЬНОЕ
•Мутно-жаркое солнце (что делает?) смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль .
• По всему лесу потрескивал (что делал?) мороз.
О нем (что сделают?) напишут книги, каждый ребенок в мире ( что сделает?) будет знать его имя!
•Сад (каков?) был невелик, но (каков?) полон укромных уголков.
•Человек (что делает?) живет (гл. ед. ч. 3 лица, наст. вр., изъяв. накл.) в определенной окружающей среде (Д. Лихачёв).
•Необыкновенные чувства (что делают?) возникают (гл. мн. ч. 3 лица, наст. вр. изъяв. накл.) в сердце впечатлительного охотника в чудесный утренний час! (И. Соколов- Микитов).
•Книги Пушкин ( что делал?) любил (гл. ед. ч. муж. р вр. изъв. накл.) с детства (А. Гессен).
•Солнце не будет на нас там глазеть (гл. ед. ч. 3 лица буд. вр. изъяв. накл.) (Джон Толкиен. Властелин колец).
•Сейчас-то он, конечно, написал бы (гл. ед. ч. муж. р. услов. накл.) лучше (Джек Лондон. Мартин Иден).
•Пусть поют ( гл. мн. ч. повел. накл.) в последний час (Джек Лондон. Морской волк).
СОСТАВНОЕ ГЛАГОЛЬНОЕ
•С самого утра начал накрапывать мелкий осенний дождь.
•Уже вторые сутки продолжал бушевать на море шторм.
•Мастер закончил полировать деревянную шкатулку.
•Густой снег стал валить сплошной мокрой лавиной (Кожевников)
•Гудок продолжал реветь (Н. Островский).
•Никто на свете не умеет лучше нас смеяться и любить (В. Лебедев-Кумач).
•Она старалась отдалить сколько возможно минуту объяснения (Л. Толстой).
•Я хочу показать вам свою работу (К. Паустовский).
•Мало-помалу солнечные лучи наверху елей начали нагревать еловые шишки (М. Пришвин).
СОСТАВНОЕ ИМЕННОЕ
•Владимир начал сильно беспокоиться (А.С. Пушкин).
•Роса была холодная (К. Паустовский)
•Политика есть искусство возможного.
• С горы весь лес был как на ладони. Весна была весною даже и в городе (Л. Толстой).
• После окончания училища мой брат будет слесарем.
•У нас зима. Всё делается светлее, веселее от первого снега (А.С. Пушкин).
• Ночь казалась мне удивительной и прекрасной (К. Паустовский).
•Проза, когда она достигает совершенства, является, по существу, подлинной поэзией (К. Паустовский).
• Яблоко показалось мне очень сочным и вкусным.
•Они ушли неудовлетворенные.
Разряд
Значение
Грамматические признаки
Примеры
Личные
указывают на предмет (лицо, явление)
лицо, число, падеж, род
я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Возвратные
указывают, что действие обращено на говорящего (на субъект действия)
падеж
себя, себе
Притяжательные
указывают на принадлежность
род, число, падеж
свой, мой, твой, его, ее, наш, ваш, их
Определительные
указывают на обобщенный признак
каждый, другой, любой, иной, весь, сам, самый, всякий
Указательные
указывают на конкретный предмет, признак или количество из множества
падеж (местоимения-существительные, местоимения-числительные);
род, число, падеж (местоимения-прилагательные)
этот, тот, такой, такой, сей, столько
Во используются для выражения во кто? что? какой? чей? сколько? каков? который? и др.
Относительные
используются для соединения частей сложноподчиненного предложения
кто, что, какой, чей, сколько, каков, который и др.
Неопределенные
указывают на неизвестные предметы, признаки, количества
нечто, некто, весь, несколько, кто-либо, какой-нибудь и др.
Отрицательные
отрицают наличие предмета, признака, количества
ничей, нечего, некого, никто, ничто и др.