В силу статьи 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ (далее - ВС РФ) является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Поскольку Постановления ВС РФ (далее - ПП ВС РФ) являются результатом обобщения судебной практики и содержат в себе разъяснения по вопросам применения судами законодательства, данное толкование следует считать официальным.
Поскольку Постановления Пленума ВС РФ публикуются в Российской газете, они, очевидно, предназначаются для ознакомления неопределенного круга лиц. Очевидно, что суды должны учитывать данные в ПП ВС РФ разъяснения, поскольку в случае, если норма материального или процессуального права будет применена иначе, чем указанным ВС РФ образом, судом вышестоящей инстанции в этом будет усмотрено неправильное применение уголовного закона, в случае существенного нарушения норм материального права, либо существенное нарушение норм процессуального права, если таковое имело место быть, что является основаниями для отмены приговора в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора (прим: а в гражданском процессе основанием для отмены в порядке надзора вообще является нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права - см. пункт 3 части 1 статьи 391.9 ГПК РФ). Однако и иные субъекты уголовного судопроизводства не могут не учитывать ПП ВС РФ. Так, например, следователь должен опираться в том числе и на них при написании обвинительного заключения по примерно тем же причинам, что и суд, с той лишь разницей, что будет иметь место не отмена решение вышестоящим судом, а неутверждение обвинительного заключения прокурором или изменение обвинения в суде. Обвиняемый (речь идет о лице без юридического образования) так же может использовать содержание ПП ВС РФ в рамках уголовного судопроизводства, указывая суду, следователю, прокурору, иным лицам на допущенные ими процессуальные нарушения либо на ошибки в применении норм материального права (хотя и маловероятно, что лицо, не являющееся юристом такое будет делать, да и для этого есть адвокат, однако такую возможность он имеет). Впрочем, в первую очередь ПП ВС РФ предназначаются для судов, поскольку в конечном итоге именно они будут принимать соответствующие процессуальные решения, как то, например, вынесение приговора суда, в котором суд дает окончательную квалификацию совершенного обвиненным деяния. Нельзя не обратить внимание и на то, что ВС РФ в своих Постановлениях обращается именно к судам. Так, например, в пункт 1 ПП ВС РФ от 17.12.2015 года № 56 начинается словами: "обратить внимание судов на..."
На основании этого можно сказать, что такого толкование можно счесть обязательным только для судей (ответ - б).
Юридическая квалификация действий Иванова зависит от характеристик изготовленного им экземпляра пневматического оружия. В том случае, если его дульная энергия не превышает 7,5 джоуля, а калибр не составляет 4,5 мм, то в действиях Иванова не содержится состава преступления либо административного правонарушения. В том случае, если его дульная энергия превышает 7,5 джоуля, а калибр составляет 4,5 мм, то в действиях Иванова содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.10 КоАП РФ (незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия), в связи с чем ему может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой.
Поскольку Постановления ВС РФ (далее - ПП ВС РФ) являются результатом обобщения судебной практики и содержат в себе разъяснения по вопросам применения судами законодательства, данное толкование следует считать официальным.
Поскольку Постановления Пленума ВС РФ публикуются в Российской газете, они, очевидно, предназначаются для ознакомления неопределенного круга лиц.
Очевидно, что суды должны учитывать данные в ПП ВС РФ разъяснения, поскольку в случае, если норма материального или процессуального права будет применена иначе, чем указанным ВС РФ образом, судом вышестоящей инстанции в этом будет усмотрено неправильное применение уголовного закона, в случае существенного нарушения норм материального права, либо существенное нарушение норм процессуального права, если таковое имело место быть, что является основаниями для отмены приговора в апелляционном, кассационном порядке и в порядке надзора (прим: а в гражданском процессе основанием для отмены в порядке надзора вообще является нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права - см. пункт 3 части 1 статьи 391.9 ГПК РФ).
Однако и иные субъекты уголовного судопроизводства не могут не учитывать ПП ВС РФ. Так, например, следователь должен опираться в том числе и на них при написании обвинительного заключения по примерно тем же причинам, что и суд, с той лишь разницей, что будет иметь место не отмена решение вышестоящим судом, а неутверждение обвинительного заключения прокурором или изменение обвинения в суде. Обвиняемый (речь идет о лице без юридического образования) так же может использовать содержание ПП ВС РФ в рамках уголовного судопроизводства, указывая суду, следователю, прокурору, иным лицам на допущенные ими процессуальные нарушения либо на ошибки в применении норм материального права (хотя и маловероятно, что лицо, не являющееся юристом такое будет делать, да и для этого есть адвокат, однако такую возможность он имеет).
Впрочем, в первую очередь ПП ВС РФ предназначаются для судов, поскольку в конечном итоге именно они будут принимать соответствующие процессуальные решения, как то, например, вынесение приговора суда, в котором суд дает окончательную квалификацию совершенного обвиненным деяния. Нельзя не обратить внимание и на то, что ВС РФ в своих Постановлениях обращается именно к судам. Так, например, в пункт 1 ПП ВС РФ от 17.12.2015 года № 56 начинается словами: "обратить внимание судов на..."
На основании этого можно сказать, что такого толкование можно счесть обязательным только для судей (ответ - б).
В том случае, если его дульная энергия не превышает 7,5 джоуля, а калибр не составляет 4,5 мм, то в действиях Иванова не содержится состава преступления либо административного правонарушения.
В том случае, если его дульная энергия превышает 7,5 джоуля, а калибр составляет 4,5 мм, то в действиях Иванова содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.10 КоАП РФ (незаконные изготовление, продажа или передача пневматического оружия), в связи с чем ему может быть назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей с конфискацией пневматического оружия или без таковой.