Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
В современном западном религиоведении духовность в наиболее общих чертах характеризуют как «жизнь, проживаемую в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы» и другие значимые для человека образы. Как отмечает Айлин Баркер, духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека.
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «культура средневековья» , «современная культура» и т. п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: политическая культура, художественная культура.
Культура и общественная мысль России в 18 веке В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. На смену средневековой культуре, пронизанной религиозным мировоззрением, приходит "новая культура". Ее отличительные черты - светскость, рационалистическое (от слова "рацио" - разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других народов и стран.
В истории русской культуры XVIII в. выделяют два периода: первая четверть XVIII в. - становление новой русской культуры, середина - вторая половина XVIII в. - складывание и расцвет сословной, преимущественно светской, дворянской культуры и культуры крестьянской.
С начала XVIII в. получает развитие светское гражданское просвещение.
В 1701 г. В Москве открыта Навигацкая школа, а в 1715 г. - Санкт - Петербургская Морская академия. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. В провинциях существовали три типа школ: епархиальные, цифирные, гарнизонные и адмиралтейские. Были изданы учебники "Арифметика" Л. Магницкого, "Руководство по механике" Скорнякова-Писарева. В 1702 г. началось издание первой газеты "Ведомости". В 1708 г. был введен гражданский шрифт. Стали создаваться типографии, книжные лавки. В 1719 г. в России был открыт первый музей - Кунсткамера.
Огромное значение для развития науки имела основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Были составлены "Атлас Российской империи" Кириллова, карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Из стен академии вышли многие крупные ученые: М. В. Ломоносов, математик и астроном С. Я. Румовский, натуралист И. Н. Лепехин и др.
Во второй половине XVIII в. продолжается развитие просвещения. В 1755 г. был создан Московский университет. В 1757 г. была открыта Академия художеств. В России конца XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В губернских городах создавались главные четырехклассные народные училища, а в уездных городах - малые двухклассные училища.
Всего на рубеже XVIII - XIX вв. в России насчитывалось 550 учебных заведений, где обучалось 62 тыс. человек.
В русском искусстве до середины XVIII в. господствовал стиль барокко, со второй половины XVIII в. происходит становление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под властью самодержца. В стиле классицизма в литературе творили А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. Н. Майков. В живописи - А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, создавшие картины на исторические и мифологические сюжеты. Ведущим жанром оставалась портретная живопись (А. Т. Матвеев, И. Н. Никитин).
Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В. И. Баженов (Дом Пашкова), Е. И. Старов (Таврический дворец), М. Ф. Казаков (здание Сената в Кремле, здание Московского университета). Примером классицизма в скульптуре является памятник Петру I (Э. М. Фальконе).
В конце XVIII в. классицизм сменяется сентиментализмом, для которого характерно эмоциональное восприятие мира и интерес к человеческому чувству. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н. М. Карамзина.
В 1750 г. возник первый русский профессиональный театр в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр.
В общественной мысли России первой четверти XVIII в. центральными были проблемы преодоления отсталости страны. Петр I и его сподвижники Феофан Прокопович, П. П. Шафиров доказывали необходимость преобразования и права монарха на неограниченную власть. Оригинальным мыслителем петровского времени был И. Т. Посошков, который в книге "О скудости и богатстве" выступал за развитие русской промышленности и торговли.
Во второй половине XVIII в. главным для общественности стал крестьянский вопрос...
Духо́вность — в самом общем смысле — совокупность проявлений духа в мире и человеке. В социологии, культурологии и публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди (увещания), просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.
В современном западном религиоведении духовность в наиболее общих чертах характеризуют как «жизнь, проживаемую в полноте уникального опыта внутренних переживаний человека, в которых могут присутствовать традиционные западные культурные символы» и другие значимые для человека образы. Как отмечает Айлин Баркер, духовность отличается от религиозности тем, что источником последней является внешний мир в виде предписаний и традиций, тогда как источником духовности является внутренний опыт человека.
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида.
Культура – это обобщающее понятие для форм жизнедеятельности человека, созданных и создаваемых нами в процессе эволюции. Культура – это нравственные, моральные и материальные ценности, умения, знания, обычаи, традиции. Часто термином «культура» характеризуется определенная историческая эпоха: «культура средневековья» , «современная культура» и т. п. Культура характеризует также народы: культура готов, славянская культура и др. Помимо этого, культура может относиться и к сферам деятельности человека: политическая культура, художественная культура.
В XVIII в. ускорились темпы культурного развития, что связано с развитием экономики страны. На смену средневековой культуре, пронизанной религиозным мировоззрением, приходит "новая культура". Ее отличительные черты - светскость, рационалистическое (от слова "рацио" - разум) мировоззрение, больший демократизм и открытость в контактах с культурами других народов и стран.
В истории русской культуры XVIII в. выделяют два периода: первая четверть XVIII в. - становление новой русской культуры, середина - вторая половина XVIII в. - складывание и расцвет сословной, преимущественно светской, дворянской культуры и культуры крестьянской.
С начала XVIII в. получает развитие светское гражданское просвещение.
В 1701 г. В Москве открыта Навигацкая школа, а в 1715 г. - Санкт - Петербургская Морская академия. Создавались артиллерийские, инженерные, медицинские, горные школы. В провинциях существовали три типа школ: епархиальные, цифирные, гарнизонные и адмиралтейские. Были изданы учебники "Арифметика" Л. Магницкого, "Руководство по механике" Скорнякова-Писарева. В 1702 г. началось издание первой газеты "Ведомости". В 1708 г. был введен гражданский шрифт. Стали создаваться типографии, книжные лавки. В 1719 г. в России был открыт первый музей - Кунсткамера.
Огромное значение для развития науки имела основанная в 1725 г. Петербургская Академия наук. Были составлены "Атлас Российской империи" Кириллова, карты Камчатки, Балтийского моря, Дона. Из стен академии вышли многие крупные ученые: М. В. Ломоносов, математик и астроном С. Я. Румовский, натуралист И. Н. Лепехин и др.
Во второй половине XVIII в. продолжается развитие просвещения. В 1755 г. был создан Московский университет. В 1757 г. была открыта Академия художеств. В России конца XVIII в. начала формироваться система общеобразовательной школы. В губернских городах создавались главные четырехклассные народные училища, а в уездных городах - малые двухклассные училища.
Всего на рубеже XVIII - XIX вв. в России насчитывалось 550 учебных заведений, где обучалось 62 тыс. человек.
В русском искусстве до середины XVIII в. господствовал стиль барокко, со второй половины XVIII в. происходит становление классицизма, идейной основой которого была борьба за мощную национальную государственность под властью самодержца. В стиле классицизма в литературе творили А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, В. Н. Майков. В живописи - А. П. Лосенко, Г. И. Угрюмов, создавшие картины на исторические и мифологические сюжеты. Ведущим жанром оставалась портретная живопись (А. Т. Матвеев, И. Н. Никитин).
Основоположниками русского классицизма в архитектуре были В. И. Баженов (Дом Пашкова), Е. И. Старов (Таврический дворец), М. Ф. Казаков (здание Сената в Кремле, здание Московского университета). Примером классицизма в скульптуре является памятник Петру I (Э. М. Фальконе).
В конце XVIII в. классицизм сменяется сентиментализмом, для которого характерно эмоциональное восприятие мира и интерес к человеческому чувству. Расцвет сентиментализма связан с творчеством Н. М. Карамзина.
В 1750 г. возник первый русский профессиональный театр в Ярославле. Спустя два года театр переехал в Петербург, а в 1756 г. царским указом был преобразован в Российский театр.
В общественной мысли России первой четверти XVIII в. центральными были проблемы преодоления отсталости страны. Петр I и его сподвижники Феофан Прокопович, П. П. Шафиров доказывали необходимость преобразования и права монарха на неограниченную власть. Оригинальным мыслителем петровского времени был И. Т. Посошков, который в книге "О скудости и богатстве" выступал за развитие русской промышленности и торговли.
Во второй половине XVIII в. главным для общественности стал крестьянский вопрос...