М., заместитель Генерального прокурора РФ, внес в Квалификационную коллегию судей Удмуртской Республики представление о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении председателя Октябрьского районного народного суда г. Ижевска Н. П. Гусева. Руководствуясь п. 3 ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», Квалификационная коллегия судей Удмуртской Республики своим решением от 12 августа 1994 г., признала «невозможным выразить согласие на возбуждение в отношении Н.П. Гусева уголовного дела» и отказала в удовлетворении этого представления. Полагая, что п.3 ст. 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» противоречит ст. 17 и 19 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации и существенно нарушает его права, М. обратился с жалобой в Конституционный Суд РФ.
Соответствует ли Конституции РФ п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации»?
Можно ли обжаловать в судебном порядке решение квалификационной коллегии судей об отказе в возбуждении в отношении судьи уголовного дела?
1. Основания динамики гражданских правоотношений подразделяются на материальные (экономические) и правовые. В качестве материальных оснований следует рассматривать потребности лиц и те экономические отношения, в которые они вступают для получения материальных и иных благ в целях удовлетворения своих потребностей. Так, в качестве материальных оснований следует рассматривать потребности в пище, в жилье, в одежде и т.д. и т.п.
Правовые основания неоднородны. Существуют, во-первых, нормативные основания — нормы права, регулирующие отношения, входящие в предмет гражданского права, ибо если отношение не регулируется правом, то не появится и правоотношение. Во-вторых, правосубъектные основания: в гражданском правоотношении может участвовать только тот, кто обладает правосубъектностью, кто является субъектом права гражданского, ибо невозможно существование бессубъектного правоотношения. В-третьих, юридико-фактические основания, т.е. факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение и прекращение прав и обязанностей у субъектов.
Первые два из названных оснований — нормативные и правосубъектные — именуют предпосылками движения гражданских правоотношений, поскольку они создают лишь абстрактную возможность динамики правоотношения, а основаниями движения правоотношений называют юридические факты, благодаря которым абстрактно существующая возможность динамики правоотношения становится реальностью.
Из сказанного вполне очевидно значение оснований динамики гражданских правоотношений — юридических фактов. Кроме того, понимание категории юридических фактов совершенствованию правовых норм, устанавливающих, какие юридические факты влекут те или иные правовые последствия. Понимание учения о юридических фактах дает возможность знать, вследствие чего появляется то или иное право, откуда появилась обязанность, что повлекло изменение права или обязанности либо прекращение того или другого и т.д.
2. Юридический факт представляет собой факт реальной действительности, с которым нормы действующего права связывают возникновение, изменение или прекращение гражданского правоотношения.
В данном определении отражены существенные признаки юридического факта: 1) это факт реальной действительности, он существует вне зависимости от сознания; 2) юридический факт предусмотрен правовой нормой, он потому и юридический (факт), что назван в норме права как основание динамики правоотношения; 3) на основе норм права юридический факт влечет динамику правоотношения.
Перечисление разных групп юридических фактов содержится в ст. 8 ГК.
3. Юридические факты классифицируются по различным основаниям, в первую очередь в зависимости от того, какие они влекут правовые последствия:
1) правообразующие, например, изготовление вещи влечет возникновение права собственности;
2) правоизменяющие, например, соглашением сторон изменяется цена за проданный товар (правоизменяющий юридический факт — соглашение об изменении цены);
3) правопрекращающие, например, уничтожение вещи влечет прекращение права собственности на эту вещь.
Такая классификация имеет значение прежде всего с познавательной точки зрения. Однако необходимо иметь в виду, что один и тот же юридический факт может быть одновременно правообразующим для одного лица и правопрекращающим — для другого. Например, договор дарения вещи влечет прекращение права собственности на нее у дарителя и возникновение права собственности у одаряемого. Бывает даже, что один факт является одновременно и правообразующим, и правоизменяющим, и правопрекращающим. Так, при уступке требования кредитором (цедентом) другому лицу (цессионарию) происходит прекращение права цедента, появляется право у цессионария и изменяется адресат исполнения обязанности у должника (должен был исполнить цеденту, после уступки требования — цессионарию (ст. ст. 388 — 389 ГК)). Поэтому следует иметь в виду некоторую условность указанной классификации. Иногда в этот же логический ряд включают правоподтверждающие и правопрепятствующие юридические факты. К числу первых относят, например, акт регистрации права собственности на недвижимое имущество, если закон предусматривает возникновение такого права независимо от того, была ли регистрация (п. 2 ст. 8.1, ст. 131 ГК). Правопрепятствующим юридическим фактом именуют факт, наличие которого препятствует возникновению, изменению или прекращению прав и обязанностей. Например, состояние в браке препятствует заключению нового брака.
Актуальность и цели. Конституционно-правовое содержание института реабилитации, базирующееся на демократическом видении проблем ответственности государства и восстановления правового статуса личности, в полной мере еще не определено. В то же время назрела необходимость дальнейшего развития этого института в пределах и границах, определяемых Конституцией Российской Федерации. Недостаточная разработанность основополагающих принципов реабилитации, их большая значимость для совершенствования законодательства в этой сфере предопределили актуальность рассмотрения данного вопроса