Задача 1. Акционерное общество «Меркурий» арендовало у администрации Томского района земельный участок площадью 10 гектаров для строительства производственных помещений. Получив разрешение районного комитета по архитектуре, АО приступило к строительству зданий. Через несколько лет после завершения строительства было обнаружено, что под этим земельным участком находится месторождение золота с запасами около 1000 кг. Его разработка планируется Томской горной компанией, которая требует у АО «Меркурий» предоставления права пользования пятью гектарами данного земельного участка для производства горных работ. Спорная часть земельного участка застроена производственными и подсобными помещениями АО «Меркурий». Разрешите возникший спор.
Задача 2. Гражданин Сергеев, проживающий в пос. Чажемто Томской области, при бурении скважины на земельном участке, принадлежащем ему на праве собственности, обнаружил подземные запасы минеральной воды. Для их добычи и организации производства по розливу минеральной воды он обратился в администрацию района с зарегистрировать общество с ограниченной ответственностью. В качестве уставного капитала он внес принадлежащий ему на праве собственности земельный участок и расположенное под ним месторождение минеральных вод. Администрация района зарегистрировала общество с ограниченной ответственностью, выдала заявителю свидетельство о государственной регистрации предприятия и лицензию на право добычи и разлива минеральной воды.
а) Оцените правомерность действий Сергеева и администрации района.
б) Как следует поступить Сергееву для того, чтобы добывать минеральную воду на законных основаниях?
Современное общество России в связи с глобализацией переживает переходные процессы в различных сферах жизни – политике, экономике, культуре и социуме. Специфическими последствиями этой тенденции выступают глобальные трансформации этнокультур, которые во многом ведут к их унификации, усреднению, растворению в глобальной культуре. В среде коренных малочисленных народов ситуация усугубляется дополнительными факторами. Во-первых, число представителей таких этносов ярко свидетельствует о степени утраченности этнокультуры, что отразилось, например, на статусе некоторых из индигенных языков, признанных находящимися на грани исчезновения. Во-вторых, трансформации автохтонных этносообществ обладают своей спецификой, связанной с внешней детерминированностью процессов модернизации, особо стремительно захвативших коренные этносы во второй половине ХХ века. В результате глобальных перемен повседневность коренных малочисленных народов становится связанной с большими рисками потерь или искажений идентичности представителей этих этносов и культурных утрат. Сдерживающим фактором глобализации материальной и духовной культуры коренных народов в России долгое время выступала удаленность мест их компактного проживания от региональных центров, сложность внедрения в них технических и технологических достижений, но в последнее время и это перестает быть препятствием для серьезных изменений.
Проблема прогрессирующих потерь и необходимости сохранения культурного наследия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, в частности Красноярского края, фиксируется целыми поколениями ученых с начала ХХ века и по настоящее время. Ряд современных исследователей отмечает неизбежность вытеснения традиционных социокультурных практик из повседневности индигенных этносов, распространено мнение о том, что сохранить культурное наследие этих народов возможно лишь в формах исторической консервации в научных трудах и музейных коллекциях. Тем не менее, многие исследования, ориентированные на понятие этничности, обсуждают новое направление функционирования культурных традиций автохтонного населения – их участие в процессе этноконструирования, в этой связи ими вводятся и рассматриваются понятия «циркумполярная цивилизация», «четвертый мир». Действительно, в настоящее время в различных ситуациях наблюдается функционирование традиционных социокультурных практик коренных народов в русле социального конструирования. Современная культурная антропология позволяет рассматривать коренные народы в условиях непрекращающихся изменений как искусственные сообщества выстраивать собственную этничность путем участия в этом процессе этнокультурных традиций. Актуальность данного исследования состоит также в поиске возможностей исследования состояния культурного наследия коренных малочисленных народов в современной ситуации и возможностей сохранения этих культурных практик, определяющих, по сути, социальные границы этноса.