Надо. для развития навыков практического мышления студенты в обязательном порядке проходят практику. сформулируйте условия, в которых производственная практика становится максимально-полезной для развития практического мышления профессионала у студентов.
. Выбранный теоретический подход по тематике исследования показал целесообразность изучения развития практического мышления будущего учителя как одной из форм многокомпонентного профессионального мышления.
2. Особенностями практического мышления будущего учителя являются: направленность на постановку и решение ситуативных психолого-педагогических задач; свернутость процесса поиска решения посредством переосмысления и переконструирования ранее применявшихся или новых, не встречавшихся схем действий; представление операциональной структуры практического мышления как иерархически образованной последовательности операций анализа и синтеза, составляющих программу деятельности к актуализации знаний, т. е. к оперативному их использованию в нужный момент.
3. Интеллектуальные умения студента педагогического вуза образуют следующие уровни развития практического мышления: тентативный, репродуктивный, реконструктивный, вариативный, субъективно-творческий и объективно-творческий.
4. Уровни развития практического мышления взаимосвязаны с показателями особенностей личности студентов - самооценкой и склонностью к будущей профессии.
5. Разработанная специальная учебно-развивающая система ситуативных психолого-педагогических задач, упражнений, тренингов является эффективным средством для развития практического мышления будущего учителя.
Заключение
Проблема обеспечения высокого уровня профессиональной подготовки будущего учителя является одной из актуальных в теории и практике психологии образования. Ее решение во многом позволит продвинуть реализацию задачи повышения уровня профессиональной подготовки будущего учителя.
Теоретический анализ этой проблемы позволил, учитывая недостатки существующей системы развития профессиональной мыслительной деятельности будущего учителя обосновать необходимость использовать новые технологии в сочетании с традиционными формами обучения в педагогическом вузе.
Проведенное исследование позволило научно обосновать необходимость и возможность развития практического мышления. При этом проанализированы личностные особенности современного учителя и их роль в развитии практического мышления.
В работе теоретически описана, и практически применена технология развития практического мышления в форме специальной учебно-развивающей системы психолого-педагогических задач, упражнений, тренингов. Эта система включает в себя задания на анализ нестандартных ситуаций с вытекающей из них проблемы и одновременным выдвижением и версификации гипотез, поиска решения в постоянно меняющейся ситуации.
Созданная система методов диагностики позволила достаточно объективно адекватно и всесторонне оценить уровень развития практического мышления до и после специального обучения студентов, принявших участие в эксперименте.
Опытно-экспериментальная работа, проходившая в несколько этапов, подтвердила эффективность использования созданной учебно-развивающей системы развития практического мышления будущего учителя.
Таким образом, итоги проведенного исследования позволяют считать поставленные задачи решенными.
Изложенные выводы не могут претендовать на исчерпывающую полноту и оставляют возможности для совершенствования технологии диагностики развития практического мышления современного учителя. Созданная учебно-развивающая система развития практического мышления не рассматривается как универсальное средство, а считается лишь одним из средств, повышающих эффективность подготовки будущего учителя. Более того, учебно-развивающая система психолого-педагогических задач, упражнений, тренингов может пополняться на основе требований педагогической действительности и индивидуальной позиции пользователя предложенной нами технологии.