1. Друз..я — огромный пеликан и маленький к..тёнок — подруж..лись в заповеднике. 2. Обычно они встреч..ются после рыбной ловли. 3. Пока пеликан ловит рыбу, к..тёнок сидит на б..регу. 4. Но вот птица с добыч..й выбирает..ся (на)сушу. 5. Раскрывает свой клю(в,ф) и ш..роко растягива..т мешок под ним. 6. Тут к..тёнок не теряет..ся. 7. Он быстро забирает..ся в клю(в,ф) и лакомит..ся рыбой.
8. Однажды к пеликану неожиданно подош..л человек. 9. В это время котёнок с..дел у птицы в клюве. 10. Пеликан затолкал котёнка в глоточн.. мешок, сомкнул клю(в,ф) и взмыл (в)воздух.
11. Птица делала над озером круг за кругом, пока человек (не)спрятался в кустах. 12. Тогда птица опустилась и раскрыла клю(в,ф). 13. На землю важно вышел путешественник-к..тёнок.
(По А. Мозгову)
Спишите текст (без нумерации предложений).
Найдите в тексте предложение с однородными сказуемыми. Выпишите это предложение и подчеркните в нём однородные сказуемые.
Выпишите из текста второе предложение.
А. Подчеркните в нём главные члены.
Б. Над каждым словом напишите, какой частью речи оно является.
Произнесите данные ниже слова, спишите их, обозначьте ударение.
Баловать, занята, торты, статуя.
Из первого предложения выпишите слово, в котором букв больше, чем звуков. Укажите количество букв и звуков.
Как вы понимаете значение слова «лакомится» из седьмого предложения? Запишите своё объяснение.
Замените слово «взмыл» (предложение 10) близким по значению словом. Запишите это слово.
В девятом предложении найдите слово, состав которого соответствует схеме:
21212.png
Выпишите это слово, обозначьте его части (разберите слово по составу).
Выпишите из первого абзаца все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложениях. Укажите спряжение, время, лицо (если есть), число, род (если есть) одной из форм глагола (на выбор).
Выпишите из одиннадцатого предложения все имена существительные в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажите род, склонение, число, падеж одной из форм имени существительного (на выбор).
В последнем абзаце найдите сложное предложение, выпишите его и подчеркните в нём грамматические основы.
Выпишите из текста 2 словосочетания:
сущ. + прилаг.
глаг. + нареч.
Разберите по составу слова маленький, рыбной, котёнок.
Просклоняйте словосочетания маленький котёнок и рыбная ловля.
5 предложений не нужно
Правило 1
После шипящих под ударением в суффиксах пишется О в соответствии с произношением (если слышится О, без ударения – Е:
1) у существительных.
Например, под ударением – мешок, пирожок, бережок, половичок, пушок, деньжонки. И без ударения – грибочек, ножечек, цветочек, реченька, ноженька.
2) у прилагательных в суффиксах -ов-, -ев-.
Например, под ударением – ежовый, парчовый, но без ударения – вещевой, биржевой.
3) у притяжательных прилагательных:
Например, Кузьмичов (сапог) .
4) в суффиксе -он- у кратких прилагательных мужского рода (с беглым о) , а также в родительном падеже множественного числа у существительных женского рода.
Например, смешон, княжон (с ударением) ; но: важен, грешен, нужен (без ударения) ;
4) у наречий.
Например, под ударением – горячо, общо, свежо, но без ударения – неуклюже, жгуче.
Исключения из правила: ещё.
Правило 2
После шипящих под ударением пишется Е (Ё), хотя произносится О:
1) у глаголов в суффиксе -ёвыва-.
Например, выкорчёвывать, перекочёвывать, пережёвывать.
2) у страдательных причастий времени в суффиксе -ённ- (-ён- в краткой форме) .
Например, в полной форме – искажённый, возмущённый, прокажённый, взбешённый, огорчённый.
В краткой форме – заряжён, огорчён, возмущён.
3) у отглагольных прилагательных, образованных от глаголов на -ить и на -чь
Например, гружёный, копчёный, бережёный.
4) у существительных, причастий и прилагательных, образованных от глаголов на -ить и на -чь
Например: сгущёнка, тушёнка, удручённость.
При этом следует отличать существительные, подчиняющиеся данному правилу, от существительных, образованных от прилагательных с суффиксами -oв-, -ев-. Например, ножовка, поножовщина.
5) в иноязычных словах с ударным суффиксом -ёр-
Например, дирижёр, коммивояжёр, монтажёр, стажёр, а также образованное по аналогии русское слово ухажёр.
а) суффиксы -чив-, лив- пишутся с гласным и:
заносчивый, заботливый;б) суффикс -ив- пишется под ударением:
лени́вый;суффикс -ев- – в безударном положении:
боево́й.Исключения: ми́лостивый, юро́дивый;
в) суффиксы -ов-, -оват- пишутся после твёрдых согласных:
вековой, виноватый;суффиксы -ев-, -еват- пишутся после мягких согласных, шипящих и ц:
сиреневый, угреватый.г) суффикс -оньк- пишется после г, к, х:
лёгонький, тихонький;суффикс -еньк- – после всех других букв:
голубенький.д) обычно в прилагательных, образованных от географических названий, пишется суффикс -енск-:
грозненский, фрунзенский;
суффикс -инск- пишется в следующих случаях:
если прилагательное образовано от географических названий на -а, -я:Ялта → ялтинский, Ельня → ельнинский.Исключения: пензенский, пресненский;если прилагательное образовано от географических названий на -и, -ы:Химки → химкинский;е) в прилагательных на -чий, образованных от существительных на -шка, перед ч:
в безударном положении пишется е:лягушка → лягу́шечий;под ударением – а:лягушка → лягуша́чий.ж) от существительного ветер могут быть образованы два прилагательных – с суффиксом -ен- (ветреный) и с суффиксом -ян- (ветряной).
Прилагательное ветреный имеет значение «с ветром» в прямом или в переносном смысле (ср.: ветреный день – день с ветром; ветреный человек → ветреник, ветреница – человек с ветром в голове).Прилагательное ветряной имеет значение «с ветра» (ветряная мельница – приводится в движение с ветра; ветряная оспа – распространяется по воздуху с ветра);