(1) Между далью и правым г_ризонтом м_гнула молния(,) и так ярко, что осв_тила часть степи и место(,) где ясное небо граничило с ч_рнотой. Явстве_о и не глухо пр_ворчал гром. (2) Ч_рнота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем(,) тотчас (же) опять загр_мел гром. (3) Вдруг над самой г_л_вой со страшным треском разл_милось небо. (4) Раздался новый удар, такой же сильный и ужасный. (5) Небо уже не гр_мело(, )не грохотало(,) а изд_вало сухие, тр_скучие звуки. Задания:
1. Прочитайте и определите основную мысль текста.
2. Озаглавьте предложенный текст. Аргументируйте свой выбор. 3. Прочитайте и определите стиль речи предложенного текста. Найдите доказательства принадлежности к указанному вами стилю речи.
4. Прочитайте и определите тип речи предложенного текста. Докажите свой вывод примерами из текста.
5. Произведите морфемный разбор выделенных в тексте слов. Укажите их образования (раздался; разл_милось ).
6. Произведите лексический анализ выделенных слов в предложенном отрывке (граничило; тр_скучие).
7. Произведите орфографический анализ выделенных слов в предложенном тексте (прыж…к; бороз…ки ).
8. Выполните синтаксический разбор выделенных предложений в предложенном тексте. Дайте характеристику, составьте схемы предложений (предложение 2).
9. Вставьте пропущенные буквы в предложенном тексте. Аргументируйте свой выбор.
10. Вставьте недостающие знаки препинания в предложенном тексте. Докажите графически выбор необходимого знака препинания.
Приглагольный творительный падеж имеет основное значение орудия или средства действия: Предлинной хворостиной мужик гусей гнал в город продавать (Кр.); Старуха подперлась ладонью (Л. Т.) и т.д.
Творительный приглагольный падеж может иметь и значения места, времени, пространства, образа и действия: Клубами чёрный дым несётся к облакам (Кр.); Кони, фыркая, вихрем летели... (Н.); Чуть проторенная дорога вела лесом (А.Н. Т.); - ...Ну, мертвая! - крикнул малюточка басом... (Н.) и др.
Примеры:
1. Я прекрасно понимал, что, если открою окно, в комнату ворвется свежий ветер. Одиночество дает человеку понять, что, если не найдется скоро родственная душа, жизнь станет еще мрачнее.
2. Он надеялся, что, когда приедет домой, увидеть радостный свет в глазах родных.
3. Я понимал, что, хотя не прав, никогда не соглашусь с наказанием
4. Я прекрасно понимал, что если открою окно, то в комнату ворвется свежий ветер
5. Я буду верить, что когда вырасту, то стану настоящим капитаном
6. Не могу согласиться с тем, что хотя я и повзрослею, то никогда не забуду детских шалостей