(1) На нашей планете почти не осталось уголков, где не ощущалось бы влияние человека. (2) Значительная часть земной поверхности сформирована человеком. (3) Первозданной природу можно считать в лучшем случае на одной четвертой части Земли, это прежде всего вечные льды и гигантские пустыни. (4) Мы оказываем воздействие на моря, на животный и растительный мир, на плодородие почв и круговорот воды. (5) Даже климат и озоновый слой Земли уже не являются чисто природными феноменами. (6) Историю человечества можно читать как историю экспансии мира людей в мир природы. (7) С усовершенствованием техники, при которой человек покорял природу, все заметнее становились оставляемые этой техникой следы. (8) Мы валили леса, регулировали поступление воды в реки, отвоевывали у морей новые пространства для сельскохозяйственных и жилищных нужд, прокладывали железные дороги, каналы и трассы. (9) Поселения превратились в города, чащобы — в культурный ландшафт. (10) Появились новые виды животных и сорта растений, а множество других исчезли безвозвратно. (11) Размываются границы между природой и культурой, цивилизация и биосфера сливаются в одну систему. 2. Озаглавьте текст. Тему или идею вы отразите в названии? ответ аргументируйте, используя цитирование.
3. Составьте цитатный план текста.
4. Дайте толкование устойчивому выражению ПРИРОДНЫЙ ФЕНОМЕН. Какие природные феномены вам известны?
5. Подберите синоним к слову ЭКСПАНСИЯ из предложения 6.
6.Разберите по составу следующие слова: ПОСТУПЛЕНИЕ, СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ, ПОЯВИЛИСЬ.
7. Укажите образования слова ПОСЕЛЕНИЯ из предложения 9.
8. Выпишите из текста по одному примеру слов с неизменяемой приставкой и с приставкой, правописание которой зависит от характера последующего согласного звука. К каждому из примеров придумайте и запишите по два своих примера. Обозначьте орфограмму.
9. Выпишите из текста по одному слову с разными видами орфограмм «Гласная в корне слова». Приведите по одному своему примеру на каждую из орфограмм.
10. Выпишите грамматическую основу из предложения 5.
11. Составьте схемы 8 и 10 предложений.
12. Над какой проблемой размышляет автор? Волнует ли эта проблема вас? Расскажите об этом, составив небольшой связный текст (не менее 5 предложений).
Обособленное определение находится под номером 2.
Объяснение:
Так старый моряк салютовал своим счастливым товарищам — капитанам, ещё не ушедшим на пенсию.
«Моряк» — подлежащее.
«Салютовал» — сказуемое.
Задаём от сказуемого вопрос:
«Салютовал» ( Кому? ) «капитанам» — дополнение.
От «капитанам» задаём ещё один вопрос:
«Капитанам» ( Каким? ) «не ушедшим» — определение.
«Не ушедшим» — причастие, у которого есть зависимое слово ( «на пенсию» ), значит это причастный оборот.
Причастный оборот — Обособленное определение.
В) поступить смело, смелый поступок
Объяснение:
Словосочетание - это соединение двух или нескольких самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит из главного слова и зависимого.
Главные члены предложения (то есть сочетание подлежащего со сказуемым) словосочетанием не являются.
Разберём каждую строку:
А) красное яблоко - словосочетание (главное слово "яблоко", зависимое - "красное". Яблоко (какое?) - красное).
черное и белое - словосочетанием не является, так как нельзя от одного слова в словосочетании задать вопрос к другому.
Б) учить уроки - словосочетание (главное слово "учить", зависимое - "уроки". Учить (кого/что?) - уроки).
друг улыбается - словосочетанием не является, так как это подлежащее со сказуемым. (Кто?) друг (что делает?) улыбается.
В) поступить смело - словосочетание (главное слово "поступить", зависимое "смело". Поступить (как?) смело).
смелый поступок - словосочетание (главное слово "поступок", зависимое "смелый". Поступок (какой?) смелый).
Г) взять(ся) за дело - словосочетание (главное слово "взять(ся)", зависимое - "за дело". Взять(ся) (за кого/за что?) - за дело).
не торопиться - словосочетанием не является, так как состоит из одного самостоятельного слова - глагола с отрицательной частицей.