(1) О том, как надо тушить зажигательные бомбы, писали и в листовках, и в
газетах, и в журналах. (2) Но слон, как ты знаешь, читать не может. (3) Никто слона
Шанго правилам пожарной охраны не обучал. (4) И всё-таки он как
пожарный на весь зоопарк. (5) Вот как было дело.
(6) В ту ночь фашисты сбросили на зоопарк много зажигательных бомб. (7)
Всю ночь работники зоопарка были на ногах: кто тушил пожар, кто охранял и
успокаивал животных. (8) Хлопотливее всего было тем, кто дежурил возле
обезьянника. (9) Оказалось, что из всех зверей зоопарка самые отъявленные трусы –
это обезьяны. (10) Что с ними делалось во время бомбёжки! (11) Они, как полоумные,
метались по клетке. (12) Повиснут гроздью на решётке, толкают друг друга. (13) Иная
сорвётся, упадёт на пол и сейчас же снова карабкается на решётку.
(14) А храбрей всего показали себя слоны – Шанго и Манька. (15) Когда на их
участок упала зажигательная бомба, они набрали в хоботы воды и окатили её струёй,
как из брандспойта. (16) В Индии, в тропических лесах, где живут дикие слоны, часто
случаются лесные пожары. (17) И стадо слонов смело прокладывает себе дорогу,
проходит страшный путь сквозь беспощадный огонь. (18) Могучие животные
хоботами ломают загоревшиеся ветки деревьев, топчут ногами дымящуюся траву. (19)
В крови у индийского слона – не бояться огня. (20) Шанго и Манька не посрамили
своего славного рода.
( По Н. А. Надеждиной)
Задания
1 О чём этот текст? Определи основную мысль текста. Запиши ответ.
2 Составь и запиши план текста из трёх пунктов. Можешь использовать сочетания
слов и предложения, содержащиеся в тексте.
1)
2)
3)
3 Задай по тексту во который определить, насколько точно понял
читатель его содержание. Запиши свой во К какому типу относится текст: повествование, рассуждение, описание?
5 Как ты понимаешь значение слова брандспойт из 15-го предложения? Запиши
6 Подбери к слову трус слово с противоположным значением (антоним). Запиши
7 Выпиши из текста 20-е предложение.
1) подчеркни главные члены предложения;
2) укажи над каждым словом, какой частью речи оно является.
8 Выпиши из текста 10-е предложение. Укажи тип предложения по цели
высказывания, по эмоциональной окраске, по строению.
9 В 16-ом предложении найди слово, в котором все согласные звуки мягкие. Выпиши
это слово.
10 Найди в 3-м предложении слово, состав которого соответствует схеме:
приставка, корень, окончание. Выпиши его. Обозначь части слова.
11 Выпиши из 17-го предложения все имена прилагательные вместе с именами
существительными, к которым они относятся (в той же форме). В скобках укажи:
Форму числа, рода и падежа прилагательного;
над существительным напиши его склонение.
12 Выпиши из 18-го предложения все глаголы. В скобках укажи:
спряжение,
форму числа, времени, лица ПЛЗ ОТ
2.В человеке должно быть [всё] прекрасно Обобщающее слово): и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
3.Длинные тени ложились от [всего](обобщающее слово): от деревьев, кустарниковых палаток.
4.От детства в памяти не осталось [ничего](обобщающее слово): ни спектаклей, ни цирка, ни елки.
5.Малыши радовались [всему](обобщающее слово): и игрушкам, и сладостям, и нашему приходу.
6.Приближение зимы чувствовалось во [всем](обобщающее слово): в коротком дне, голых деревьях, рано зажигающихся фонарях.