(1)он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза,отвратительно морщил нос и открывал пасть- другого слова тут не подберешь ! (2) при этом он подвал, что вообще не лезло ни в какие ворота. (3)потом энергично тряс головой - разгонял сон - и уставлялся
на доску. (4)а через несколько минут снова зевал.
– (5)почему ты зеваешь? ! – раздражённо спрашивала женечка (6)женечкой за глаза звали евгению ивановна. (7)маленькая, худенькаяслегка косящая, волосы-конским хвостом.(8) на улице её никто не принимал в учительницу.
(9)она была уверена, что он зевает от скуки. (10)расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.(11)зевал же потому что всегда хотел спать.
(12)он принёс в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. (13)и все посмеивались над прутиками, кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. (14)0н отнял и снова поставил в воду. (15)он каждый день менял воду.(16)и женичка посмеевалась.
(17)но однажды веник зацвёл. (18)прутики покрылись маленькими светло-
лиловыми цветами, похожими на фиалки. (19)из набухших почек узелков прорезались листья светло-зелёные, ложечкой.
(20)а за окном ещё поблёскивали кристаллики уходящего последнего снега.
(21)все толпились у окна.(22)разглядывали.(23) старались почувствовать тонкий сладковатый аромат.(24)и шумно дышали. (25)и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
– (25)багульник! – буркнул он и пошёл прочь.
(27)люди недоверчиво относятся к молчальникам. (28)никто не знает, что у них,малчальников, на уме: плохое или хорошее. (29)на всякий случай думают, что плохое. (30)учителя тоже не любят молчальников потому, что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.
(31)когда багульник зацвёл, все забыли, что коста молчальник. (32)подумали, что он волшебник.
(33)и женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.
9. определите и запишите основную мысль текста
10.определите, какой тип речи представлен в предложениях 27 - 29 текста. запишите ответ.
11. какое первое впечатление произвел мальчик на учительницу? запишите ответ. выпишите из текста не менее 3 ключевых слов(словосочетаний) которые ваш ответ.
12.определите и запишите лексическое значение слова "присматриваться" из предложения 33
13 найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 24-26. выпишите это слово. подберите и запишите синоним к этому слову.
объясните значение пословицы: человек не орех сразу не расскажешь. запишите ваше объяснение
начнем традиционно с общей его характеристики:
это простое предложение, в составе которого имеется одна грамматическая основа - матушка и Аркадий Иванович сидели.
Далее укажем, что это предложение повествовательное, невосклицательное, двусоставное (имеется подлежащее и сказуемое), распространённое, осложненное однородными подлежащими и уточняющей конструкцией, полное.
Продолжим синтаксический разбор указанием членов предложения:
кто? матушка и Аркадий Иванович - однородные подлежащие, которые подчеркнем линией ;
что они делали? сидели - простое глагольное сказуемое, подчеркиваем двумя параллельными линиями;
сидели с чем? с книгами - косвенное дополнение, линия _ _ _;
сидели где? за столом - обстоятельство места, подчеркивается линией -.-.-.-;
столом каким? круглым - согласованное определение, подчеркиваем волнистой линией;
Сидели за столом именно где? под большой лампой - уточняющий член предложения, обстоятельство, которое подчеркивается линией .-.-.-
1) И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. - определительное
2) Но останавливаться на лестнице, слушать всякий вздор про всю эту обыденную дребедень, до которой ему нет никакого дела. - определительное
3) Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. - образа действия
4) В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб:второй день, как уж он почти совсем ничего не ел. - изъяснительное
5) Молодой человек переступил через порог в темную прихожую, разгороженную перегородкой, за которою была крошечная кухня. -определительное
6) Как-то раз он их сосчитал, когда уж очень размечтался. - обстоятельство времени
7) С замиранием сердца и нервною дрожью подошел он к преогромнейшему дому, выходившему одною стеной на канаву, а другою в-ю улицу. - определительное
8) Молодой человек был очень доволен, потому что не встретил ни которого из них, и неприметно проскользнул сейчас же из ворот направо на лестницу. - обстоятельство причины
9) Он уже прежде знал, что в этой квартире жил один семейный немец, чиновник. - изъяснительное
10) Должно быть, молодой человек взглянул на нее каким-нибудь особенным взглядом, потому что и в ее глазах мелькнула вдруг опять прежняя недоверчивость. - обстоятельство причины
11) Раскольников и с любопытством покосился на ситцевую занавеску перед дверью во вторую крошечную комнатку, где стояли старухины постель и комод и куда он еще ни разу не заглядывал. - обстоятельство места