1) Определите и запишите основную мысль текста.
2)
Задание 10
Составьте и запишите план текста из четырёх пунктов.
Прочитайте текст 2 и выполните задания 9—14.
Текст 2
Заботливая канарейка
(1)Однажды мы с братом нашли в саду под деревом щеглёнка, выпавшего из гнезда. (2)Брат поднял птичку, отнёс домой и положил в клетку, где у нас жили канарейка и щегол.
(3)Как ни странно, щегол не обратил никакого внимания на юного сородича. (4)Канарейка же, наоборот, сразу стала о нём заботиться. (5)Чуть только малыш начинал пищать, она бросалась к кормушке и приносила найдёнышу еду. (6)Но щеглёнок боялся канарейки и не принимал пищу из её клювика.
(7)Канарейка поняла, что щеглёнок просит от своего, и что надо заставить бесчувственного щегла малышу. (8)У неё для убеждения имелось в распоряжении только одно средство: удары клювом…
(9)К ним она и прибегла и усердно долбила ленивого щегла до тех пор, пока он не понял, чего от него требуют. (10)Он начал кормить щеглёнка. (11)Тот живо отъелся, вырос и потом жил в той же клетке со своими приёмными родителями.
3)
Как канарейка заставила щегла заботиться о щеглёнке?
ответ: Упражнение 1
1)не важно иметь, необходимо иметь
2)старичок говорил, звук изумил
3)речь шла, приближение становилось очевидно
4)кормили, желудок испортился, нужны
5)он пел, веяло, степь раскрывалась
6)костер горел, я подъезжал, пламя резче отделялось
7)весна наступила, солнце светило, было прохладно
8) появилась возможность поехать, мы ждали, сообщили, они были рады
Упражнение 2
1.[Я хотел, чтоб сердце глуше вспоминало сад и лето], {где под музыку лягушек я растил себя поэтом}. (С. Есенин.)(придаточное места)
2. [Возвращаясь домой, князь Андрей не узнал дуба], {который весь преобразился и раскинулся шатром сочной зелени}. (определительное придаточное)
3. [В стихах, написанных в этот период (1915–1917), уровень мастерства заметно повысился, Есенин достиг поэтической зрелости], {о чем свидетельствуют стихи о судьбе России}.(изъяснительное придаточное)
4. [Стихотворение «Разбуди меня завтра рано...» посвящено ожиданию чуда, неземного «дорогого гостя»], {знаки присутствия и пришествия которого явлены повсюду}. (определительное придаточное)
5.[Обе девицы надели желтые и красные башмаки], {что бывало у них только в торжественные случаи}. (А. Пушкин.) (придаточное образа действия)
6. [Прекрасная мысль теряет всю свою ценность], {если она дурно выражена.} (Вольтер.) (придаточное условия)
Упражнение 3
Бессоюзная связь в последнем предложении, а сочинительная связь во втором предложении.
Звук является наименьшей основной единицей языка наряду со словом, словосочетанием и предложением. Но, в отличие от них, звук не имеет смыслового значения. Но, именно благодаря звукам мы различаем слова, которые слышим и произносим: дом [дом] и ром [ром] – различие в одном звуке. Звуки создают звуковую оболочку слов и этим отличать слова друг от друга, т.е. выполняют смыслоразличительную функцию . С звуков речи можно превратить одно слово в другое: сук -лук – тук – ток – рок – рот – ром – том – ком -… (при изменении одного звука меняется слово).