1. При оформлении письменной речи большую роль играет правильная расстановка знаков
препинания. Наука, которая занимается изучением правил расстановки этих знаков, называется
пунктуация.
2. Слово «пунктуация» образовано от латинского слова «пункция» - укол. В древности греки
использовали для письма палочку-стилос. В местах остановок они делали укол, то есть ставили точку.
Поэтому раньше слово «пунктуация» означало «учение о точках».
3. В древности русские писцы не знали знаков препинания. Текст писался без них, поэтому его
было трудно прочесть. И только к 15 веку появились первые знаки препинания.
4. Чтобы научиться обращаться со знаками препинания, нужно уметь определять смысл
предложения, его структуру. Знаки препинания – «путеводители». С ними легче и удобнее
воспринимать то, что написано другими, выражать свои мысли и чувства на письме.
Выполните задания:
1.Восстановите текст, пронумеруйте пункты в правильном порядке (переписывать текст не
нужно).
2.Назовите тему.
3. Назовите основную мысль текста.
4.Определите стиль речи.
5. Определите тип речи.
Война войной, а обед по расписанию.
Смертушка смертная никого не забудет.
Патриот своей родины - это пример для подражания.
Снится во сне только то, чего мы сами желаем.
Экспонаты выставки очень древние и ценные для музея.
Толпа людей пробиралась в концертный зал.
Темная ночь окутала город.
Реальная действительность заставляет меня разочаровыватся.
Истинная правда это вымышленное, абстрактное понятие.
Предварительный прогноз показывает, что завтра дождь.
Памятный сувенир занял место в шкафу.
в) Вставьте пропущенные буквы.
Пригрело солнце, растопило (расто́пит) снег. Хлопотунья (хло́поты) белка вылезла из гнезда (гнёзда). Выбрались из своих убежищ (суффикс -ИЩ) бобр и колючий ёжик (суффикс -ИК → ёжика).
а) Выпишите имена существительные в два столбика:
одушевлённые (кто?): хлопотунья, белка, бобр, ёжик.
неодушевлённые (что?): солнце, снег, гнезда, убежищ.
б) Сделайте звуко- буквенный анализ слова
ЁЖИК: 2 слога (ё-жик), ударение на 1-ом слоге; 4 буквы, 5 звуков.
ё [й'] - согласный, мягкий, звонкий, непарный;
[о] - гласный, ударный;
ж [ж] - согласный, непарн. твёрдый, парн. звонкий;
и [ы] - гласный, безударный;
к [к] - согласный, твёрдый, глухой, парный.