1. Прочитайте два предложения. Выделите в них подлежащее и сказуемое. Определите место подлежащего по отношению к сказуемому. Укажите в НИХ Подлежащее и определение, определите их место по отношению друг к другу в каждом предложении. • Осенний день шуршал ломкой листвой. (К. Паустовский). • Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть тополя. (С. Есенин).
Выстрелить - выстрелишь, окончание - ишь;
устроиться - устроятся, окончание - ят, суффикс - ся;
погнаться - погонимся, окончание - им, суффикс - ся;
завертеться - завертимся, окончание - им, суффикс - ся;
терпеть - терпит, окончание - ит;
вышивать - вышиваешь, окончание - ешь;
увидеть - увидите, окончание - ите;
перескочить - перескочит, окончание - ит;
отдышаться - отдышитесь, окончание - ите, суффикс - сь;
ненавидеть - ненавидим, окончание - им;
обидеться - обидишься, окончание - ишь, суффикс - ся;
растаять - растаешь, окончание - ешь.
Пример разбора предложения по образцу, принятому в школьной практике:
1. Напишите предложение, подчеркните пунктограмму.
2. Кратко сформулируйте пунктуационное правило для данного случая (для этого следует выполнить графические работы, характерные для пунктограммы: подчеркнуть грамматические основы, выделить ряд однородных членов предложения и т. д. )
3. Начертите схему предложения, включив в неё графическое обозначение необходимости постановки (или отсутствия) знака препинания.
[По природе стыдлива и робкая] , она (подлежащее) досадовала (сказуемое) на свою застенчивость.
Схема: [ / обособленное определение /, подлежащее сказуемое] .
Характеристика: простое, осложнено обособленным определением, относящимся к личному местоимению.