1. Прочитайте разделы «Лингвистические заметки» по теме «Нормы употребления имён существительных»
Лингвистические заметки Формы именительного падежа множественного числа
некоторых имён существительных могут иметь вариативные окончания -ы(-и) и -а(-я): секторы - сектора, теноры тенора. Следует знать, что формы, оканчивающиеся на -а(я), часто имеют разговорную или профессиональную окраску (бухгалтера, клапана), в то время как формы на -ы(-и) обычно нейтральны: бухгалтеры, клапаны. Некоторые формы с окончаниями -ы(-и) являются устаревшими; домы, директоры.
У н У некоторых многозначных слов выбор окончания
определяется значением: высокие тона свирели (звук) тёплые тона (цвет) Лингвистические заметки
Еще не так давно единственно правильной формой родительного падежа множественного числа таких имён существительных, как апельсины, абрикосы, мандарины, помидоры, граммы, килограммы, считалась форма с окончанием -ов: несколько апельсинов, бананов; двести граммов и т. д. Однако сегодня в устной разговорной речи (но не в письменной!) допускаются варианты с нулевым окончанием. Например, в письменной речи только: пять килограммов абрикосов, но в устной разговорной речи допускается: пятьсот грамм абрикос. Лингвистические заметки
В парах дверями - дверьми, дочерями дочерьми,
лошадями - лошадьми более употребительны вторые варианты (первые рассматриваются книжные и в той или иной степени устарелые). При обычных формах костями, плетями во фразеологических. оборотах сохраняется форма с ударным окончанием -ми: лечь костьми, наказание плетьми.
Выполните письменно упражнение:
118. 1) Поставьте имена существительные в форму родительного падежа множественного числа, Заполните сначала левый столбик таблицы, а затем правый, проверив себя с словаря. Форма, которую я употребляю Нормативный вариант
Абрикосы, чулки, баклажаны, гольфы, гранаты,
носки, сапоги, апельсины, килограммы, цыгане, румыны, граммы, гусары, партизаны, осетины, монголы, гектары, гектары, помидоры, кегли, ясли, грабли, томаты, будни, сумерки, потёмки, басни, вафли, чипсы, ущелья, таджики, армяне, рельсы, цапли, оглобли, пригоршни, макароны, широты, консервы, джинсы.
2) В каком случае выбор окончания зависит от значения слова?
НайтиПеревести
Кажется, на изображении
страница с текстомтекстработа с литература
Объяснение:
1
Ермолай, наконец, промолвил, что надо достать лодку.
Я спросил у Савельича, где находится вожатый.
2
"Я познакомлю вас с Устинович",-сказала Игнатьева Сереже.
"Стыдно так вести себя, ты совсем отрекся от дома!"-набросилась Валя на Сергея.
3
Миша сказал: "мне очень хочется мячик как у Кати"
Евгеша подошла ко мне и спросила: "пойдешь с нами гулять?"
"Мне скучно сидеть с младшим братом",-промолвила маленькая Маша.
"Смотрите!"-воскликнул мальчик в толпе и тыкнул пальцем в небо, указывая на несколько воздушных шаров.
"Андрей,-прокричал вася,-выходи во двор, в футбол играть будем"
ответ:1)а
2)б
3)а,г
4)б,г
5)а,г
Дом стоял несколько в стороне. Окна его были покрашены масляной краской, а небольшое крыле ко сбоку ещё пахло сочной. Двери в доме были раскрыты настежь, но хозяев в доме не оказалось. Направо от двери стоял некрашенный стол, слева виделась массивная печь. Вскоре с улицы прибежала Наташа. Она радушно предложила мне чаю и ранней малины, но я попросил её сначала показать сад, выращенный чуть ли не под самым Полярным кругом. Мы вышли из дома. Сад лепетал тополиный листвой. Я неожиданно увидел яблоньки с уже поспевающей ягодой. Почувствовал смолистый аромат, я повернул голову налево и увидел кедры.
Они были иссиня чёрными, по-медвежья угрюмы и неприветливы. Наташа ласково и как-то застенчиво потрепала одно дерево.