1. Прочитайте текст. 2. Выпишите 3 ключевых (главных) словосочетания, которые выражают основную мысль текста.
3. Выпишите 5 прилагательных в простой сравнительной степени. Выделите в каждом слове морфему (суффикс).
4. Спишите 2 последних предложения. Выделите грамматическую основу (подчеркнуть обязательно, чем выражено записать).
Моя Родина, моя родная земля, мое Отечество… В жизни нет горячее и священнее чувства, чем любовь к тебе. Нет сильней и нет прекрасней власти, чем затронуть души и сердца. И нет для нас родней и краше холмов и рощ, и школы нашей. Хорошая книга лучше звездочки светит. Разве мы не чувствуем, что после хорошей книги мы становимся лучше, богаче душой, умнее, благороднее. И маленькая победа над собой делает человека намного сильнее. Мой друг! Что может быть милей бесценного родного края? Там солнца луч светлей, там радостней весна златая, прохладней легкий ветерок, душистее цветы, холмы там зеленее… Леса вдали виднее, синее небеса. Заметней и чернее на пашне полоса, и детские звонче над лугом голоса.
(114 слов)
5. Сопоставьте значение фразеологизмов:
Баклуши бить, зарубить на носу
А. Запомнить крепко-накрепко
В. Быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства
С. Бездельничать
Д. Блаженно грезить, фантазировать невесть о чем
В осиновом лесу красиво даже зимой. На фоне тёмных елей переплетается тонкое кружево голых осиновых ветвей. В дуплах старых толстых осин гнездятся ночные и дневные птицы. Корой молодых осинок кормятся зимой зайцы - беляки. Горькую кору осин гложут лоси.
Словосочетания (окончания выделены жирным шрифтом) :
В осиновом (каком?) лесу (П. п.), тёмных (каких?) елей (Р. п.), тонкое (какое?) кружево (И. п.), голых осиновых (каких?) ветвей (Р. п.), старых толстых (каких?) осин (Р. п.), ночные и дневные (какие?) птицы (И. п.), молодых (каких?) осинок (Р. п.), горькую (какую?) кору (В. п.).
В отличие от слова «идти», глагол «прийти» в инфинитиве пишется в настоящее время без буквы «д». Раньше вариант «придти» допускался, но из употребления он вышел. Правильно писать «прийти», «приду», «придешь» и т.д. Варианты «придти», «прийду» и «прийдешь» считаются устаревшими.
3. СимпАтичный, а не симпотичный
У человека грамотного слово «симпотичный» не вызывает никакой симпатии к тому, кто пишет его с ошибкой. «Симпатичный» пишется через «а», и «симпатия» - проверочное слово.
4. ЛуЧший, а не лутший
«Лудший», «лутший», «лутьший» - как только не коверкают превосходную степень прилагательного «хороший».
5. АпеЛЛяция, а не апеляция
Это слово сложное, а потому совсем не удивительно, что в нем часто делают ошибки. Подать можно апелляцию (с двумя «л»), а не апеляцию. Это нужно просто запомнить.
6. ПрецЕДент, а не прецендент
Еще одно сложное слово. Вариантов его неправильного написания великое множество – «прецендент», «прицидент», «прециндент» и так далее. На самом деле «прецедент» пишется без буквы «н», как думают многие. То же касается и слова «инцидент».
7. СКРУпулезный, а не скурпулезный
В том, как нужно писать и говорить это слово, люди тоже часто путаются. Некоторые узнают о том, что правильно писать нужно именно «сКРУпулезный», уже во взрослом возрасте. На самом деле данное слово является заимствованием, оно пришло в русский язык из латинского. У римлян слово «scrupulus» обозначало меру веса, равную маленькому камешку.
8. ЧереСчур, а не через чур
Нередко наречие «чересчур» пишут раздельно, ошибочно считая «черес-» не приставкой, а предлогом. Может быть, «чересчур» - не очевидный вариант написания, зато правильный.
9. За границей и заграница
«За границей» – имя существительное с предлогом, пишутся они раздельно. А вот «заграница» - просто существительное, которое пишется слитно. Запутаться немудрено.
10. ДевчОнка, а не девчёнка
Писать «ё» в данном слове – очень распространенная ошибка. Правило в данном случае действует простое – в суффиксе и в окончании после «ц» и шипящих («ж», «ш», «ч» и «щ») под ударением пишется «о», а без ударения – «е». Ударение в слове «девчонка» падает на второй слог, «онк» - суффикс. Следовательно, пишем «о».