1) Прочитайте текст из учебного пособия, рассказывающий о том, как строится доказательство. Какие языковые средства понять, что текст написан почти 100 лет назад? Мешает ли это понять его суть?
Во многих книгах мы встречаем доказательства тех или иных мыслей. Нужно уметь разобраться в них, что не всегда легко, а нередко и очень нелегко.
В каждом доказательстве есть три части: 1) тезис — та мысль, которая доказывается; 2) основания, которые приводятся в поддержку тезиса (аргументы) и 3) связь между основаниями и тезисом доказательства, демонстрация) – такая связь, что, приняв основания, мы должны принять тезис: он из них необходимо вытекает.
Если основания неприемлемы для нас, то и доказательство неубедительно. Коли основания истинны, да тезис из них «не следует», «не вытекает» — тем более неубедительно тогда доказательство автора.
Понять доказательство — значит отчетливо выяснить, что доказывается (тезис), какие именно приводятся основания и как вытекает из них тезис.
Критиковать доказательство — значит доказывать неприемлемость оснований или отсутствие связи их с тезисом: тезис из них не вытекает и, следовательно, не доказан. Более подробные сведения о доказательствах можно получить из учебников логики.