1. Работа с текстом 1.1. Прочитайте отрывок из повести «Белый пароход». Каковы ваши первые впечатления?
Что вам больше всего понравилось, запомнилось?
Он мечтал превратиться в рыбу так, чтобы всё у него было
рыбье тело, хвост, плавники, чешуя, – и только голова бы
оставалась своя, на тонкой шее, большая, круглая, с оттопы -
ренными ушами, с исцарапанным носом. И глаза такие же,
какие были. Конечно, чтобы они при этом были не совсем
Чингиз
АЙТМАТОВ
такие, как есть, а глядели, как рыбьи. Ресницы у мальчика
длинные, как у телка, и всё время хлопают отчего-то сами по
себе. Гульджамал говорит — вот бы её дочке такие, какой бы
она красавицей выросла! А зачем быть красавицей? Или кра-
савцем? Очень нужно! Лично ему красивые глаза ни к чему,
ему нужны такие, чтобы под водой глядеть.
Превращение должно было произойти в дедовой запруде.
Раз и он рыба. Затем он сразу перепрыгнул бы из запруды в реку и пошёл бы вниз
по течению. И дальше так Выпрыгивая и оглядываясь по сторонам; неинтересно ведь
Плыть только под водой. Он несётся по быстрой реке вдоль большого красноглинистого
обрыва, через пороги, мимо гор, мимо лесов. Он прощается со своими любимыми валу-
нами: «До свидания, «Лежащий верблюд», до свидания, «Волк», до свидания, «Седло»,
Те сай нарка
200
очень грустная история, все герои которой – несчастные люди. И все вызывают чувство жалости. Жалко погибшую олениху, жалко доброго, но безропотного Момуна, его забитую дочь, но больше всех жаль семилетнего сироту. Это добрый мальчик, который безумно тосковал по отцу, верил в легенду, услышанную от деда, прятался в своем воображаемом мире. Но реальный мир обернулся предательством, убийством и острым одиночеством. Тогда он уплыл к своей мечте - белому пароходу.