1. Спишите слова, распределяя их в четыре столбика, выделите орфограмму: Зап_реть, расст_лить, скл_нять, подск_чить, зар_сль, соб_ремся, нач_нать, прил_гательное, з_ря, зам_реть, выб_рут, выг_рки, зар_внять, изб_рательная, выт_ртый, пл_вчиха, заж_гательная, прин_мать, ск_чите, тв_рить, предпол_гать, з_рница, выч_тать, к_сание, обм_кнуть, расст_лать, зам_рающий, зап_рать, соч_тание, бл_стеть, соб_рались, доб_раться, ск_чок, прир_щение, зам_р, напом_нание, выт_рать, пор_сль, выж_гший, ср_внять (с землёй), выч_сть, р_внение (в рядах), расст_лить, з_ревой, отп_реть, нач_тый, предпол_жение, соприк_сновение, заг_реть, з_ревать, накл_ниться, утв_рь, рас- пол_жить, р_сток, подр_внять (цветник), непром_каемый, пл_вучесть, р_весник, ср_внить, р_стовщик, поск_кать, соч_тать, бл_стать, пробл_ски, закл_нать, зам_ртво, пож_мать, уд_равший.
-О- -А- -Е- -И-
Народ - не только сила, создающая все материальные ценности, он - единственный и неиссякаемый источник ценностей духовных, первый по времени, красоте и гениальности творчества философ и поэт, создавший все великие поэмы, все трагедии земли и величайшую из них - историю всемирной куль-туры<...>
В мифе и эпосе, как и в языке, главном деятеле эпохи, определенно сказывается коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека. "Язык, - говорит Ф. Буслаев, - был существенной составной частью той нераздельной деятельности, в которой каждое лицо хотя и принимает живое участие, но не выступает еще из сплоченной массы целого народа".
Что образование и построение языка - процесс коллективный, это неопровержимо установлено и лингвистикой и историей культуры. Только гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой. Гармония эта, в свою очередь, вызвана к жизни целостностью коллективного мышления, в процессе коего внешняя форма была существенной частью эпической мысли, слово всегда являлось символом, т. е. речение возбуждало в фантазии народа ряд живых образов и представлений, в которые он облекал свои понятия. Примером первобытного сочетания впечатлений является крылатый образ ветра: невидимое движение воздуха олицетворено видимою быстротой полета птицы; далее легко было сказать: "Реют стрелы яко птицы". Ветер у славян - стри, бог ветра - Стрибог, от этого корня стрела, стрежень (главное и наиболее быстрое течение реки) и все слова, означающие движение: встреча, струг, сринуть, рыскать и т. д.
Год за годом приход весны становится подлинным праздником для всей природы, когда все живое бурно отмечает свое новое рождение, радуясь возможности свежего и безупречного обновления.
Начало весны бывает столь многоликим: оно ласкает мир первым трепетным солнышком или обливает жестким прохладным ливнем, оно становится подарком или суровым испытанием. Но, так или иначе, ожидание тепла и света, пробуждения юной листвы и цветов согревает душу, дарит ее прекрасной надеждой.
Наступил апрель. Вся природа ожила, потянулась к свету. Неповторимым благоуханием почек и первых весенних цветов наполнился воздух. С приходом апреля преобразили свою жизнь лесные жители. Проснулся и вылез из берлоги медведь. Из далеких теплых краев вернулись изумительные лесные птицы. Апрель – это время первых весенних грибов. На опушках, лесных вырубках, среди травы, у больших гнилых пней появились коричневые головки сморчков и строчков. Заметные изменения произошли и в подводном царстве. Рыбы вышли из глубоких частей водоемов, где провели всю зиму, и начали активное питание. А апрельское солнце греет с каждым днем все теплее. Зазеленели первой листвой черемухи, смородины. Зацвели немногочисленные весенние цветы, над которыми с утра до вечера усердствуют трудолюбивые пчелы. По земле уверенно шагает весна, и все живое радуется ее приходу.