1) Укажи словосочетания:
а) возле дома;
б) осенняя погода;
в) почувствовал боль;
г) говорил быстро;
д) он сразу вскочил;
е) красивый дом;
ж) около пруда;
з) через час.
2) Расставь знаки препинания. Отметь простые предложения:
а) С погодой происходило что-то странное. В последних числах сентября разразилась гроза и в народе говорили о наводнении. Снег выпал и морозы стали крепчать.
б) У берега лежала полукруглая блестящая полоса верхушки прибрежных деревьев мутно светились. Светом месяца была озарена кромка тучи. За озером над лесом стояла темно-синяя туча.
в) Потеплело. Стоял неяркий зимний денек. Под расписными дугами княжеской тройки звенел колоколец а на хомутах погромыхивали серебряные монеты.
3) Расставь знаки препинания в предложениях с прямой речью. Впиши в колонки номера предложений, соответствующие схемам:
А: «П». А: «П?» А: «П!» «П»,-а. «П?»-а. «П!»-а.
а) Медведь идет закричали перепуганные дети.
б) Алеша невольно вскричал Ах Это ты Ченушка
в) Как ты зашла сюда со смехом спросил мальчик
г) Алеша иди за мной сказала Чернушка человеческим голосом
д) Мы спросили у дежурного по станции Когда начнется посадка
е) Он постучал в дверь и тихо сказал Дарья Георгиевна извините меня за опоздание
ж) С каким поездом вы поедете на дачу спрашивали нас знакомые
з) Пьеса была очень интересная говорили зрители после окончания спектакля
7) Укажи, в каких словах буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:
а) вёл, ёлка, ёмкость, вьётся;
б) яма, лямка, соловья, прямо;
в) вьюга, тюк, юла, тюль.
5) Отметь слова, в которых звуков больше, чем букв:
а) молоко, лист, ястреб;
б) тесто, елка, явление;
в) въехал, юг, ложка.
4) Отметь слова, в которых звуков меньше, чем букв:
а) явь, лоск, прелестный;
б) местный, чудесный, въехать.
5) Отметь слова, в которых все согласные – глухие:
а) писать, витрина, поклон;
б) капот (у машины), лошадь, кипит.
дыхаем "Ох"
1. Самолёт набирал высоту, и большой город с кварталами и прямоугольными быстро уменьшался.
Самолет - подлежащее, набирал - сказуемое, высоту - дополнение
Большой - определение; город - подлежащее; с кварталами и что-то тут еще должно быть - дополнение; большой, прямоугольными - определение; уменьшался - сказуемое
Запятая стоит верно, так как здесь 2 простых предложения (две грамматические основы)
2. Куда-то исчезли и гуси, и утки, и все мелкие птицы
Куда-то - обстоятельство; исчезли - сказуемое; утки, гуси, птицы - подлежащее, мелкие - определение
3. Теперь вы с ними увидитесь, и всё будет хорошо
Вы - подлежащее; увидитесь - сказуемое; будет хорошо - сказуемое
4. Я сел на пень отдохнуть и начал рассматривать своего спутника
я - подлежащее; сел отдохнуть, начал рассматривать - сказуемое; своего - определение; спутника - дополнение
5. Счастье и горе, радость и боль - всё это было
счастье, горе, радость, боль - дополнения
все - подлежащее, было - сказуемое
6. Я или Володя отправились в карету, а Любочка или Катенька в бричку
Я, володя, любочка, катенька - подлежащие; отправились - сказуемое; в бричку, в карету - обстоятельство
7. Надо и знать, и любить, и беречь свою землю
Надо знать, любить, беречь - сказуемое; свою - определение; землю - дополнение