1. Укажите сложное предложение с различными видами связи — бессоюзием и сочинением. ( )
а) Не видно было певца, и чудилось: это поёт трава, цветы и высокое синее небо.
б) Хищные птицы обходятся без воды, но это понятно, потому что они получают много влаги из пищи, антилопы же питаются только травой, не изобилующей влагой.
в) Я оглянулся: в ста шагах от меня темнела роща, из которой я вышел.
2. Укажите схему предложения ( ): В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная красота должна стать для наших детей самой дорогой.
а) [ ],и[ ],(),();
б) [ ]:[ ],и[ ];
в) [ ],(где),но[ ]
3. Укажите предложение, в котором на месте скобок необходимо поставить двоеточие. ( ).
а) Там, где в берег плещется волна, не шутя берёза загрустила () загрустив, заплакала она, ветки долу низко опустила.
б) Предметы, которые окружали нас, потеряли свою форму ( ) всё сливалось сначала в серую, потом в тёмную массу.
4. Закончите предложение и запишите, расставляя знаки препинания. ( )
Когда в сложных предложениях с разными видами связи рядом оказываются сочинительный и подчинительный союзы, то запятая между ними ставится, но если ...
5. Составьте и запишите предложения по предложенным схемам. ( )
а) [...], (что, (прежде чем...), ...), (где...)
б) [...] : (чем...), [тем...].
1)Она говорит, что прежде чем пойти гулять, нужно сходить в магазин, где необходимо купить хлеб.
2) он говорит : чем меньше отдыхаешь, тем больше сделаешь.
6. Расставьте знаки препинания в предложении с разными видами связи. Определите вид связи. ( )
Цвет лица у Ивана Петровича был весь нежно-розовый с широким румянцем, щёки обрамлены светло-русым пушком, который, однако, уже переходил в зрелую растительность (Н. С. Лесков).
а) Подчинительная, сочинительная и бессоюзная;
б) сочинительная и бессоюзная;
в) подчинительная и бессоюзная.
Спокойно идущая| лисица следует по-прямой, оставляет на снегу
≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈≈ -- . -- . -- -- . -- . -- . --
прил сущ сущ
четкую цепочку следов.
≈≈≈≈≈≈ -- -- -- -- ≈≈≈≈≈≈
Повествовательное, невосклиц., простое, двусоставное (основа - лисица следует ===, оставляет===), полное, осложнено необособленным распространённым определением, выраженным причастным оборотом, и однородными сказуемыми, разделёнными запятой.
[ , ].
Возле новогодней ёлки
На большом катке, расположенном на центральной площади, стоит очень красивая и высокая ёлка. Она украшена множеством гирлянд, фонариков, игрушек. Два друга, Саша и Ваня, соседская девочка Катя, надев коньки, подъехали к ёлке. Вблизи новогодняя красавица казалась ещё выше и торжественнее. Решили объехать ёлку вокруг, чтобы рассмотреть получше. Мальчики уже хорошо умели кататься на коньках, а Катя держалась ещё неуверенно. Это были её первые шаги. Одноклассники предложили ей Так и катались они втроём возле ёлки. Звучала музыка, слышались весёлые возгласы - всем было весело возле новогодней красавицы. Даже снеговик, который стоял возле катка, казалось, улыбался и весело кивал своим носом - морковкой.