1. Вставьте пропущенные буквы
Пр…блема, ф…нтазия, д…кумент, в…лонтёр, эл(л)иптический, к…манда, (не)д…ум…вать, (не)обессудьте, несов…ршеннолетний, админ…страция, учр…ждение, образ…вание, пасп…рт, мат…риал, …рбита.
2. Синтаксис – это…
А) …раздел лингвистики, который изучает части слова
Б) … раздел лингвистики, который изучает образование слов
В) … раздел лингвистики, который изучает части речи
Г) … раздел лингвистики, который изучает строение словосочетаний и предложений
3. В каком ряду все части речи самостоятельные?
А) глагол, предлог, деепричастие
Б) имя числительное, местоимение, имя существительное,
В) имя прилагательное, глагол, причастие
4.Найдите соответствие схеме: ¬∩^^ (без окончания)
А) приготовился Б) выбегая В) услышанный Г) думая
5. В каком ряду пропущена одна и та же буква в словах?
А) пр…мышленный, мгн…венный, пл…нетарий
Б) пр…ветствовать, пр…зидент, пр…мерить
В) ап…льсин, вин…грет, бис…р
6. В каком ряду все глаголы имеют формообразующие суффиксы?
А) взяв, ходила, делить; Б) покупаешь, собирая, услышанный;
В) играя, унести, улябающийся
7. Назови строчку, где пропущена буква А в корне слова.
A) прик…сновение, з…ря, заг…р В) заг…рать, з…рька, изл…жение
Б) отр…сль, ск…чок, р…сток Г) предл…гали, к…сается, р…стет
8 . Укажите слово, в котором на месте пропуска не пишется Ь.
А) нян..чить Б) могуч… В) кричиш… Г) бетон…щик
9. Какое причастие пишется с –н-?
А) очище…ый от скорлупы В) скамейка покраше…а
Б) покраше…ый пол Г) нежда…ый гость
10. В каком ряду все причастия пишутся с НЕ раздельно?
А) требования ничем (не) обоснованы, (не) отправленное письмо
Б) (не) закрашенные краской полы, история (не) выдуманная, а подлинная
В) (не)дооценённый современниками, (не)годующая толпа
11. Найдите деепричастия несовершенного вида:
А) нахмурясь Б) требуя В) скрипнув Г) выскочив
12. Выбери деепричастие, которое пишутся с НЕ слитно:
А) (не) думая Б) (не)доработав В) (не)доумевая Г) не купив
13. В каком предложении не ставится запятая?
А) Под тяжестью снега согнулись молодые берёзки цветущие на поляне.
Б) Взяв удочки ребята пошли на рыбалку.
В) Купленные в магазине продукты были украдены.
Г) Вася выбежал из дома прихватив с собой мяч.
14. Форма т.п. числительного сорок
А) сорок Б) сорока В) сороком Г) сороким
15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
А) к две тысячи третьему году В) с сорока петью утятами
Б) с полуторами рублями Г) кормлю обоих котов
16. Найдите правильный вариант ударения
А) средствА Б) газопрОвод В) дОговор Г) звонИшь
17. Сколько деепричастий в предложении?
Две недели бушевала метель, завывая в печных трубах, грохоча крышами, занося город, устилая всё вокруг снегом.
А) 2; Б) 3; В) 4; Г) 5.
Часть В
1) Датчанин Иоганн Даль преуспел в изучении языков. 2) Вначале он начал изучать немецкий, французский, затем английский, русский и блестяще овладел ими. 3) Всего он знал семь языков, так горячо любимых им.
4) Слава о талантливом лингвисте дошла до Санкт-Петербурга, и Екатерина Вторая решила пригласить его на должность библиотекаря. 5) Молодой учёный прибыл в русскую столицу и решил остаться в России. 6) Он готов был верно и преданно служить ей. 7) Даль стремился всю жизнь заниматься не только интересным для него, но и полезным для общества делом. 8) В России не хватало врачей, и Иоганн решил посвятить себя медицине.
(По М. Бессараб)
1. Как правильно озаглавить текст?
А) Иоган Даль Б) Слава лингвиста В) Екатерина Вторая Г) Иоган Даль в России
2. К какому стилю относится текст?
А) к публицистическому Б) к научному В) к разговорному Г) к деловому
3. Каков тип речи текста?
А) описание В) повествование
Б) рассуждение Г) повествование с элементами рассуждения
4. Сколько в тексте имён числительных?
А) 1 Б) 2 В) 3 Г) 4
5. Найдите однокоренное слово к существительному талант.
6. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слова любимых.
7. В каком предложении встречается причастный оборот?
Часть С.
Напишите заявление на имя директора о принятии в кружок по изучению русского языка.
Толстый вопрос .
В чём смысл слов «слушайте и смотрите», обращённых к старику?
Д. Незнакомец понимает, что звуки музыки воскресить в памяти старика картины былого, заставляет вспомнить счастливое Любимые черты жены.
У. Какой вы представляете себе музыку, которая вызвала у старика такие впечатления?
Д. Нежная, трепетная, добрая, лёгкая, жизнеутверждающая…
У. Представьте себе, что мы находимся в сторожке старого повара. Давайте послушаем музыку и увидим те картины, которые увидел слепой повар.
Объяснение: