1. Выпишите номера предложений, в которых есть обособленные члены.
1) Это, конечно, были несъедобные грибы.
2) Светила полная луна, освещавшая нам путь.
3) Расскажите, птицы, что вас тянет ввысь.
4) Она радостно махнула рукой, выбравшись на берег.
5) Ветер, холодный и резкий, дул с моря.
2. Выпишите номера предложений, в которых правильно поставлены знаки препинания при обособленных членах.
1) На ручей, рябой и пестрый, за листком летит листок.
2) В пене гнева стонут волны, с ветром споря.
3) Уже бледнеет день скрываясь за горою.
4) Усталый, я сел отдохнуть.
5) Сияя от радости он шел быстро.
3. Выпишите номера предложений, в которых правильно поставлены знаки препинания при обособленных членах.
1) На улице, обыкновенно тихой, теперь было оживленное движение.
2) Стоит на кургане дуб не сгибаемый ветром.
3) Снявши голову, по волосам не плачут.
4) Погруженный в раздумье я вышел из кабинета.
5) Пыль, розовая от блеска молний неслась по земле.
4. Выпишите номера предложений с обособленными определениями.
1) Удивленный, мальчик вернулся на место.
2) Листья пожелтевшие по ветру летят.
3) Глаза слипались и, полузакрытые, уже ничего не видели.
4) Я сидел, погруженный в печальные думы.
5) Он вошел в комнату озабоченный.
5. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обособленными определениями.
1) Волнуемый воспоминаниями _я забылся.
2) Неясно вырисовывались силуэты кораблей _огромные и не подвижные.
3) Деревья _ недавно срубленные _ печально лежали на земле.
4) Посаженные в году_ тополя покрылись свежей листвою
5) Земля потела _и оттаивала _овеянная весною.
6. Выпишите номера предложений с обособленными приложениями.
1) Настоящий врач, она не могла оставить больных.
2) Вдохновение — непонятное состояние.
3) Ты, настоящий специалист, не сможешь пренебречь этим.
4) Ястреб-тетеревятник −настоящий лесной разбойник.
5) К брату зашел наш сосед, студент.
7. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обособленными приложениями.
1) Мать мальчика _молодая женщина _сидела у окна.
2) Я рассказал ему _о рабочем поселке _месте постоянного пребывания нашего друга.
3) Деду _как старшему штурману _предстояла большая работа.
4) Иван Иванович _директор _был хороший педагог.
5) Поручик Тенгинского пехотного полка _Лермонтов _ехал на Кавказ.
8. Выпишите номера предложений, в которых правильно поставлены знаки препинания при обособленных приложениях.
1) Алексей Иванович, знаток нашего края, тоже принял участие в конкурсе.
2) И. С.Тургенев, великий русский писатель — автор «Записок охотника»
3) Говорила больше мать, дама с седыми волосами.
4) Уроженец наших краев писатель часто бывал в деревне.
5) Идут они дни нашей жизни, бегут, сменяя один другой.
9. Выпишите номера предложений, в которых неправильно поставлены знаки препинания при обособленных приложениях.
1) Пушкин, великий русский поэт родился в 1799 году.
2) Смелый охотник хорек нападает на животных крупнее его.
3) Дети разных народов, мы мечтою о мире живем.
4) Березки наши любимицы стайками росли на опушке
5) Я, старый солдат, стал активным сторонником мира.
10. Выпишите номера предложений, в которых есть обособленные обстоятельства.
1) Он примчался сюда не переводя духа.
2) Глубокой ночью, прогрохотав на стрелках, поезд подкатил к селу.
3) Сорока вспорхнула и, распустив хвост, полетела прочь.
4) Скажу вам только одно: нельзя сидеть сложа руки.
5) Ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в комнату.
11. Поставьте, где нужно, запятые в предложениях с обособленными обстоятельствами.
1) Она потушила ночник — и _ не раздеваясь _ легла на постель.
2) Авилов _ нехотя _ добрался до ворот.
3) Мальчик всматривался вперед _ затаив дыхание.
4) Несмотря на румянец _ пробивавшийся сквозь загар его щёк_был он уже немолод.
12. Выпишите номера предложений, в которых правильно поставлены знаки препинания при обособленных обстоятельствах.
1) Он показал Натке дорогу, постоял, глядя ей вслед.
2) Это вы куда собрались на ночь глядя?
З) Над деревней, занятой красными, носились снаряды.
4) Так и пошли, охая, причитая и плача.
Существительное
1. приставочный, при котором происходит образование существительных от существительных: город → при-город,
2. суффиксальный, при котором происходит образование существительных от
— существительных: стол→ стол-ик,
— прилагательных: синий→ син-ев-а, синь—Ø,
— глаголов: бежать→ бег-отн-я, бег—Ø,
— числительных: сто → сот-н-я, двое → двой-н-я,
— наречий: сообща → сообщ-ник, почему → почему-чк-а,
3. приставочно-суффиксальный, при котором существительные образуются от
— существительных: окно→ под-окон-ник,
— глаголов: служить→ со-служи-вец,
— прилагательных: полярный → за-поляр-j-е,
4. сложение, в том числе с сокращением: лес + степь→лес(о)степь,Московский государственный университет→МГУ,
5. усечение: специалист→спец,
6. субстантивация, при которой происходит переход в существительные прилагательных и причастий: мороженое, заведующий (субстантивированные причастия, как уже было сказано, могут считаться суффиксальными производными от глаголов),
7. сложение с суффиксацией: земля + делать→ земл(е)дел-ец.
Прилагательное
1. приставочный, при котором прилагательные образуются от прилагательных: огромный → пре-огромный,
2. суффиксальный, образующий прилагательные от
— прилагательных: синий→ син-еньк-ий,
— существительных: осень → осен-н-ий,
— глаголов: читать→ чита-льн-ый,
— числительных: двое → двой-н-ой,
— наречий: внутри → внутр-енн-ий,
3. приставочно-суффиксальный: берег→ при-бреж-н-ый,
4. сложение: русский + английский→русско-английский;
5. сложение с суффиксацией: кривой + бок→ крив(о)бок—Ø-ий
Числительное
Числительные образуются от числительных следующими
1. суффиксальный: два→ дв-адцать, пять → пят-надцать, два → дв-оj-е,
2. сложение: три + сто→ триста;
Местоимение
Местоимения образуются от местоимений приставками ни-, не-, кое- и суффиксами -то, -либо, -нибудь: кто → ни-кто, не-кто, кто-то, кто-либо, кто-нибудь;
Глагол
1. приставочный — от глаголов: бежать → про-бежать,
2. суффиксальный, при котором глаголы образуются от
— глаголов: перечитать → перечит-ыва-ть, мыть→ мыть-ся,
— прилагательных: красный→ красн-е-ть, видный → видн-е-ть-ся,
— существительных: партизан → партизан-и-ть, толпа → толп-и-ть-ся,
— числительных: двое → дво-и-ть («разделять надвое»),
— междометий: ах → ах-а-ть,
3. приставочно-суффиксальный, которым глаголы образуются от
— существительных: тень → за-тен-и-ть, банкрот → о-банкрот-и-ть-ся,
— прилагательных: прямой → вы-прям-и-ть,
— числительных: трое → у-тро-и-ть,
— глаголов: любить→ недо-любл-ива-ть, прыгать→ рас-прыгать-ся, звонить → пере-зван-ива-ть-ся;
4. сложение: труд + устроить →труд(о)устроить,
5. сложение с присоединением словообразующей морфемы: мир + творить→у-мир(о)творить;
Наречие
1. приставочный — от наречий: долго → не-долго, как → кое-как,
2. суффиксальный, которым наречия образуются от
— существительных: зима → зим-ой,
— прилагательных: хороший → хорош-о,
— числительных: три→ тр-ижды,
— глаголов: лежать → леж-а,
— наречий: хорошо→ хорош-енько, как → как-нибудь,
3. приставочно-суффиксальный, которым наречия образуются от
— прилагательных: новый→ по-нов-ому, давний→ из-давн-а,
— существительных: верх→ в-верх-у,
— числительных: двое→ в-дво-ем,
— глаголов: догонять→ в-догон-ку, скакать → в-скачь-Ø
— наречий: долго → по-долг-у,
4. сложение с суффиксацией: мимо + ходить → мимоход-ом.
Образование слов путём перехода из одной части речи в другую
1. В кабинете находился большой стол, весь заложеННый книгами и рукописями.
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ - весь заложеННый книгами и рукописями.
2. Небольшие светлые глаза, горевшие огнём, были серьёзны.
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ - горевшие огнём
3. По степи, не успевшей остыть за ночь, уже тянет тёплый вечер.
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ - не успевшей остыть за ночь
4. Свисающие с потолка в центре зала, большие электрические лампочки гаснут одна за другой.
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ - Свисающие с потолка в центре зала
5. С трудом я открыл дверь, завалеННую ночным снегом.
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ - завалеННую ночным снегом.
6. Низкие, серые облака, гонимые ветром, бежали по небу.
ПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ - гонимые ветром
Объяснение:
ЗАВАЛЕННУЮ - причастие (полное): соверш. вид, переход., пр. время, страд. залог, ж. р., ед. ч., В.п.