1.Запишите предложения, подчеркните в них фразеологизмы, объясните их значение. В каких предложениях авторы прибегают к приему трансформации устойчивых сочетаний (трансформируют, преобразуют устойчивые выражения: переставляют или заменяют отдельные слова; усекают или сокращают состав устойчивого выражения; преобразуют фразеологизмы по цели высказывания; вставляют в известный фразеологизм конкретизирующее определение, другие слова)? Определите тип трансформации фразеологизма. С какой целью используют авторы данный прием? 1) К.Г. Паустовский, размышляя о том, как следует работать над книгой, писал: «Нужно дать свободу своему внутреннему миру, открыть для него все шлюзы и вдруг с изумлением увидеть, что в твоем сознании заключено гораздо больше мыслей, чувств и поэтической силы, чем ты предполагал».
2) И такая у газетчика с читателем дружба завелась, что и водой их не разольешь.
3) Тут-то и увидел Акакий Акакиевич, что без новой шинели нельзя обойтись, и поник совершенно духом.
4) На лаврах отдыхал кот сытый и дородный.
5) Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех. Позорно, ничего не знача, быть притчей на устах у всех.
6) Услышав суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул – и полетел за тридевять полей.
Глаза-влюблённые, очаровательные, красивые, злые, безразличные, привлекательные, равораживающие.
Волосы- душистые, чистые, грязные, светлые, тёмные, короткие, вьющиеся, прямые, сальные, волнистые.
Голос- чарующий, дрожащий, спокойный, взволнованный, угрожающий, интрегующий, бесподобный, восторженный.
Походка- звёздная, неряшливая, смешная, решительная, раскрепощённая, неузнаваемая, неуклюжая.
Костюм-опрятный, красивый, вечерний, повседневный, ночной, вызывающий, оригинальный, шокирующий, блестящий.
Стихотворение Ольги Берггольц посвящено героической обороне Ленинграда, её родного города:
Я иду по местам боёв. Я
по улице нашей иду.
Здесь оставлено сердце
моё в том свирепо-
великом году.
Это стихотворение посвящено теме воспоминаний.
Важную роль для её раскрытия в стихотворении О. Берггольц играют эпитеты: « в том свирепо-великом году», « в том … первобытном льду», «с той железной молитвой». Они передают и трагедию города, попавшего в блокаду, и героизм защитников, и память о павших, и её личную судьбу.
Раздумье», «воспоминание», «память» – вот ключевые слова, которые несут главную нагрузку в данномстихотворение – воспоминаниях сердца.
Поистине народное признание пришло к Ольге Федоровне Берггольц в годы войны. В окруженном врагами городе, как тогда коротко говорили — в блокаде, не было света и тепла, воды и хлеба. Гремели разрывы бомб и снарядов, горели здания, дымились руины. Обессиленных, истощенных людей в темноте промерзших квартир порой объединял только голос радио. Часто голос радио был голосом Ольги Берггольц. Звучали стихи. Они шли от сердца к сердцу. Они были предельно достоверны по деталям блокадного быта и интонации. Ведь писал их человек, который страдал вместе со всеми, недоедал, склонялся при свете коптилки над тетрадью, дул на замерзшие руки, согревая дыханьем непослушные пальцы. Стихи оплакивали погибших. И, может быть, уже тогда зародились строки, которые много лет спустя будут высечены на каменной стене над братскими могилами Пискаревского кладбища: "Никто не забыт...". Они станут своеобразным паролем нашей памяти. Звучали стихи. Они поддерживали людей, словно давали им новые силы, вселяли уверенность в освобожденье, в Победу.