В
Все
М
Математика
О
ОБЖ
У
Українська мова
Д
Другие предметы
Х
Химия
М
Музыка
Н
Немецкий язык
Б
Беларуская мова
Э
Экономика
Ф
Физика
Б
Биология
О
Окружающий мир
Р
Русский язык
У
Українська література
Ф
Французский язык
П
Психология
А
Алгебра
О
Обществознание
М
МХК
В
Видео-ответы
Г
География
П
Право
Г
Геометрия
А
Английский язык
И
Информатика
Қ
Қазақ тiлi
Л
Литература
И
История
klychkovs66
klychkovs66
16.02.2020 09:05 •  Русский язык

100 000 р

библиотека
материалов

9 класс сложноподчиненные предложения.

карточка№1. выписать из предложений спп с придаточным определительным, выделить грамматическую основу, составить схему.

1. красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (и. с. тургенев)

2. туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (л.н.толстой)

3. все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (к.паустовский)

4. но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (а.а.фет)

5.мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (ю. левитанский)

6. я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (м.ю.лермонтов)

7. небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого . (с.антонов)

карточка№2. найдите соответствия предложений к данным схемам, укажите вид придаточного предложения.

1) свое выступление докладчик начал с того, что задал нам несколько вопросов и предложил на них ответить.

2) должность – это трудовой пост, который занимает человек в организации.

3) в наши дни нет ни одной государственной или коммерческой структуры, где бы не работали юристы.

4) если человек не знает своего жизненного пути, для него ни один ветер не будет попутным. (сенека)

5) работа почтальона требует от человека выносливости, так как ему приходится в любую погоду разносить корреспонденцию по домам.

а. [… (который…).

б. [… (где…).

в. […гл. + ук. (союз что…).

г.(если…), [ и ].

д. [ ], (союз так как).

е. (если…), [ …].

карточка№3. списать, расставить пропущенные знаки препинания, определить вид придаточной части.

1.в ряду кольку как в весе(н,нн)ем лесу оглушили щелк. нье чирик. нье свист. (г. березко).

3. волны звучат так ласково точно просят пустить их к костру. (м. горький).

5. ему пр. ятно на нас см. треть точно он в. рнулся домой после длит. льной команд. ровки. (ф. кнорре).

7. невский так широк что дома по об. им его сторонам кажутся ниже чем на самом деле. (с. маршак).​

Показать ответ
Ответ:
lol1046
lol1046
15.01.2024 14:30
Вопрос №1:
В данном задании нужно выписать предложения, в которых есть сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Затем необходимо выделить грамматическую основу в каждом предложении и составить схему для каждого сложноподчиненного предложения.

1. Красные лучи ложились огнистым свинцом по речке там, где она пряталась под нависшие кусты. (И.С. Тургенев)

В данном предложении есть сложноподчиненное предложение с придаточным определительным "где она пряталась под нависшие кусты". Грамматической основой является "она пряталась". Схема предложения будет выглядеть следующим образом:

(Осн) Красные лучи ложились огнистым свинцом
|
(Сложносоч) по речке
|
(Сложноподч) где она пряталась под нависшие кусты

2. Туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась, что надо было еще прибавить шагу, чтобы до дождя поспеть домой. (Л.Н. Толстой)

В данном предложении есть сложноподчиненное предложение с придаточным определительным "чтобы до дождя поспеть домой". Грамматической основой является "надо было прибавить шагу". Схема предложения будет выглядеть следующим образом:

(Осн) Туча, то белея, то чернея, так быстро надвигалась
|
(Сложноподч) чтобы до дождя поспеть домой

3. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов. (К. Паустовский)

В данном предложении есть сложноподчиненное предложение с придаточным определительным "чтобы расслышать шорох цветов". Грамматической основой является "все молчали". Схема предложения будет выглядеть следующим образом:

(Осн) Все молчали
|
(Сложноподч) чтобы расслышать шорох цветов

4. Но есть дни, когда в крови золотолиственных уборов горящих осень ищет взоров… (А.А. Фет)

В данном предложении нет сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.

5. Мила мне осенняя роща…, где каждый березовый лист шелестит надо мной… (Ю. Левитанский)

В данном предложении есть сложноподчиненное предложение с придаточным определительным "где каждый березовый лист шелестит надо мной". Грамматической основой является "березовый лист шелестит". Схема предложения будет выглядеть следующим образом:

(Осн) Мила мне осенняя роща
|
(Сложноподч) где каждый березовый лист шелестит надо мной

6. Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на эту проклятую гору, потому что была осень и гололедица. (М.Ю. Лермонтов)

В данном предложении есть сложноподчиненное предложение с придаточным определительным "потому что была осень и гололедица". Грамматической основой является "я должен был нанять быков". Схема предложения будет выглядеть следующим образом:

(Осн) Я должен был нанять быков
|
(Сложноподч) потому что была осень и гололедица

7. Небо опустилось и стало желто-розовым, будто на него падал отсвет далекого… (С. Антонов)

В данном предложении нет сложноподчиненных предложений с придаточными определительными.

Вопрос №2:
В данном задании нужно найти соответствия предложений к данным схемам и указать вид придаточного предложения.

1) Свое выступление докладчик начал с того, что задал нам несколько вопросов и предложил на них ответить.
Вид придаточного предложения: а. [… (который…).

В данном предложении придаточное предложение начинается с союза "что" и отвечает на вопрос "что докладчик начал?".

2) Должность – это трудовой пост, который занимает человек в организации.
Вид придаточного предложения: в. […гл. + ук. (союз что…).

В данном предложении придаточное предложение начинается с глагола "занимает" и укажет по поводу чего занимается должность.

3) В наши дни нет ни одной государственной или коммерческой структуры, где бы не работали юристы.
Вид придаточного предложения: б. [… (где…).

В данном предложении придаточное предложение начинается с союза "где" и указывает на место или ситуацию.

4) Если человек не знает своего жизненного пути, для него ни один ветер не будет попутным. (Сенека)
Вид придаточного предложения: г.(если…), [ и ].

В данном предложении есть два придаточных предложения. Первое придаточное предложение начинается с союза "если" и указывает на условие. Второе придаточное предложение начинается с союза "для" и указывает на цель или причину.

5) Работа почтальона требует от человека выносливости, так как ему приходится в любую погоду разносить корреспонденцию по домам.
Вид придаточного предложения: д. [ ], (союз так как).

В данном предложении есть два придаточных предложения. Первое придаточное предложение находится в скобках и указывает на дополнительную информацию. Второе придаточное предложение начинается союзом "так как" и указывает на причину или обоснование.


Вопрос №3:
В данном задании необходимо списать предложения, расставить пропущенные знаки препинания и определить вид придаточной части.

1. В ряду кольку, как в весеннем лесу оглушили щелк, нье чирик, нье свист. (Г. Березко)
Вид придаточной части: н.н

3. Волны звучат так ласково, точно просят пустить их к костру. (М. Горький)
Вид придаточной части: н.н

5. Ему приятно на нас смотреть, он точно возвращается домой после длительной командировки. (Ф. Кнорре)
Вид придаточной части: н.н

7. Невский так широк, что дома по обеим его сторонам кажутся ниже, чем на самом деле. (С. Маршак)
Вид придаточной части: н.н

Все эти предложения имеют неполные придаточные части, они не завершены грамматически, поэтому вид придаточной части определить не удастся.
0,0(0 оценок)
Популярные вопросы: Русский язык
Полный доступ
Позволит учиться лучше и быстрее. Неограниченный доступ к базе и ответам от экспертов и ai-bota Оформи подписку
logo
Начни делиться знаниями
Вход Регистрация
Что ты хочешь узнать?
Спроси ai-бота