11. Прочитайте. Определите стиль текста. В ходе юбилейного форума Международной стипендии «Болашак» Глава государства Нурсултан Назарбаев вновь призвал казахстанцев к толерантности и развитию трехъязычия. «Мы бережно пронесли единство сквозь тернии к успеху более двух десятилетий независимости. Я убежден, так будет всегда. Мы многонациональный народ и гордимся этим. 130 этносов живут мирно все эти годы, когда мы в мире наблюдаем столкновение по религиозным, национальным и другим причинам. Наша казахская толерантность, понимание и терпимость - вот это произвело единство», - сказал Н.Назарбаев.
Он отметил, что внутреннее единство государства чрезвычайно важно при нынешней ситуации в мире.
«Возвысить свою нацию, унижая другую нацию невозможно. Поэтому я говорю о трехъязычии. Казахстан должен знать государственный казахский язык. Русский язык - язык нашего большого соседа, один из шести языков Организации Объединенных наций. Через этот язык мы вышли на великую литературу и великую культуру, согласитесь. Нам нельзя забывать этот язык, каждый язык - это богатство человека», - отметил Глава государства.
Говоря об английском языке, Президент РК подчеркнул, что он необходим стране для выхода на мировую арену.
«Из 10 млн книг, которые издаются в мире, 85% выходят на английском языке. Наука, развитие, информационные технологии - все идет на английском языке. 3500 иностранных компаний работают в Казахстане, на каком языке мы будем с ними разговаривать? На каком языке мы будем внедрять оборудование, которое везем?», - отметил Президент.
1. Официально-деловой
2. Художественный
3. Разговорный
4. Публицистический
5. Научный
12. Общественно-политическая лексика – это:
1. Понятия, связанные с докладами
2. Понятия, связанные с рассказами
3. Понятия, связанные с государственной системой
4. Понятия, связанные с политическими статьями
5. Понятия, связанные с политическими монологами
13. Специальные слова, термины, специальная фразеология, сложные синтаксические
конструкции характерны для стиля
1. Научного
2. Разговорного
3. Публицистического
4. Официально-делового
5. Художественного
14. Что составляет специальную лексику:
1. Профессионализмы и термины
2. Диалог и монолог
3. Профессионализмы и описание
4. Метафоры и эпитеты
5. Термины и средства
15. Трудовые соглашения заявки, справки, расписки, характеристики – средства стиля:
1. Разговорного
2. Художественного
3. Научного
4. Публицистического
5. Официально-делового
16. Определите стиль данного фрагмента текста:
Н.А.Николаев постоянно повышает свой профессиональный уровень: посещает тематические мероприятия, тренинги и семинары, читает специализированную литературу, ответственно и серьезно относится к выполнению должностных обязанностей.
1. Официально-деловой
2. Художественный
3. Разговорный
4. Публицистический
5. Научный
17. Определите вид предложения
В интернете можно найти много полезного и занимательного.:
1. Односоставное неопределённо-личное
2. Двусоставное
3. Односоставное определённо-личное
4. Односоставное безличное
5. Односоставное назывное
18. Односоставным безличным является предложение:
1. Белая равнина, полная луна.
2. Мечтам и годам нет возврата.
3. Дни поздней осени бранят обыкновенно.
4. Куда бежишь, тропинка милая, куда зовешь, куда ведешь?
5. Но здесь с победою поздравим Татьяну милую мою.
19. Укажите безличное предложение:
1. Человек отражается в своих поступках.
2. В современное время им сложнее искать новые пити решения проблем.
3. Не зная броду, не суйся в воду.
4. Остальные постепенно разбрелись по поляне.
5. Клиповое мышление работает по принципу видеоклипа.
20. Производный отглагольный предлог есть в предложении:
1. На берегу, несмотря на сумерки, можно было разглядеть красные рубахи.
2. Дорога пролегала вокруг леса.
3. Вследствие какой-то задержки в пути лошади отстали.
4. В течение всего лета мы отдыхали на море.
5. Он вернулся поздно, около полуночи.
21. Глагол несовершенного вида обозначает:
1. Законченное действие
2. Незаконченное действие
3. Совершенное действие
4. Неопределенное действие
5. Непостоянное действие
22. Определите побудительное предложение:
1. Экология стала самым громким словом на Земле
2. Давайте, люди, любить планету
3. Почему Земля названа домом
4. Человек стремится подняться вверх
5. В интернете можно прочитать произведения или просто пообщаться
23. Укажите грамматическую основу в предложении
Медицина считается древнейшей наукой в мире.
1. Древнейшей наукой
2. Считается древнейшей
3. Наукой в мире
4. Считается наукой
5. Медицина считается
24. Сколько запятых в предложении
Острый ринит обусловлен вирусной инфекцией которая передается воздушно-
капельным путем поэтому он является очень контагиозным и это
инфекционное воспаление.
1. 3
2. 4
3. 2
4. 5
5. 1
25. Определите вид придаточного в предложении
Главным делом, которое отнимало у него время, была медицина.
1. Изъяснительное
2. Причины
3. Обстоятельственное
4. Места
5. Определительное
Вглядитесь в картину «Цветы, фрукты, птица». Как легки краски, какую гармонию в окружающем мире создает художник. Картина незамысловата по своему сюжету. Но как она прекрасна. Центральное место занимает ваза с бело-розовыми цветами. Лишь один цветок нежного желто-коричневого цвета. Но он не вносит в букет диссонанс, напротив, дополняет его, придает какую-то особую прелесть. На цветах видна каждая тычинка. Продолговатые листья изящно изогнулись, обнимая прекрасные соцветия.
Вода в вазе чистая и прозрачная. Четко виден в ней каждый стебелек. Также прозрачны ягоды красной и белой смородины, лежащие перед вазой. Сквозь тонкую сочную мякоть можно разглядеть даже зернышки семян. Мир природы чист и прекрасен. Хочется сказать словами Н.А. Некрасова: «Нет безобразья в природе…».
Вокруг вазы лежат красные яблоки, чуть в стороне – большая кисть винограда, сорванная вместе с лозой. Все это настолько свежее, что на лозе еще не завяли листья, а усики как будто ищут, за что можно зацепиться, чтобы подняться вверх, к яркому солнцу. Солнца нет на картине, но желтый фон создает впечатление яркого солнечного дня. Этому же и порхающие у фруктов бабочки. По яблоку ползет какой-то жучок. На ветку винограда примостилась диковинная птичка. Она внимательно следит за чем-то на яблоке. Может быть, выжидает, когда из своего убежища выползет червячок.
Ф.П. Толстой не стал помещать цветы и фрукты на какой-либо предмет. Они как бы парят в пространстве, отчего создается впечатление удивительной целостности живой и неживой природы, единства и неповторимости мироздания. Лишь разрезанное яблоко напоминает о присутствии в этом мире человека. Но он не нарушает общей гармонии.
Картина Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птичка» наполнена светом и неизъяснимой прелестью. Все это согревает душу теплом, которое излучает каждая травинка, каждый даже самый маленький цветочек, яркая бабочка или стрекоза.
Орфограмма: "Суффиксы -ИК-, -ЕК-".
Если при склонении слова (в родительный падеж) гласная не выпадет, пишется суффикс -ИК-: тёплый дождик (дождика); золотой ключик (ключика); яркий зонтик (зонтика); берёзовый листик (листика); яркий фонарик (фонарика); милый букетик (букетика); забавный хвостик (хвостика).
Если гласная выпадает → пишется -ЕК-. Сочетания со словами, в которых пропущена Е:
носовой платочек (платоЧКа)
кусочек (кусоЧКа) торта
твёрдый орешек (ореШКа)
душистый горошек (гороШКа)
забавный котеночек (котеноЧКа)
мягкий комочек (комоЧКа)
мой маленький ящичек (ящиЧКа)
Задание: Придумай предложения с этими сочетаниями.
Бабушка мне подарила красивый носовой платочек.
Я взял себе ещё один кусочек торта.
Папа никак не мог расколоть этот твёрдый орешек.
У нас на даче растёт душистый горошек.
У моей подружки живёт забавный котёночек.
Пушистый мягкий комочек лежал у меня на руках.
Мой маленький ящичек вмещает много безделушек.