11. Тип целостности как закономерно организованное множество языковых единиц, связанных устойчивыми инвариантными отношениями, – это: а) структура
б) система
в) парадигма
г) синтагма
д) группа
12. Выделяют два типа языковых систем:
а) синтагматические и парадигматические
б) гомогенные и гетерогенные
в) синонимичные и антонимичные
г) языковые и межъязыковые
д) живые и мёртвые
13. Грамматика состоит из двух больших частей: ………………….. изучает правила построения слов, а …………………… изучает правила построения предложений.
а) грамматика - лексика
б) морфология - синтаксис
в) фонетика - фонология
г) семантики - стилистики
д) синтагматики - парадигматики
14. языки не имеют носителей и не передаются от родителей детям.
а) Естественные
б) Живые
в) Новые
г) Мёртвые
д) Международное
15. – раздел языкознания, наука о происхождении слов.
а) Лексикология
б) Словообразование
в) Этимология
г) Стилистика
д) Орфография
16. Единицами языка являются:
а) звук, слог, морфема, лексема
б) корень, суффикс, сема, высказывание
в) словоформа, словосочетание, предложение
г) фонема, морфема, лексема, граммема
д) слово, термин, диалектизм, жаргонизм
17. Лингвист – это человек, который изучает …………
а) жизнь на земле
б) общественную жизнь
в) язык и его роль в жизни общества
г) все виды растений
д) теорию музыку
18. Научная дисциплина, развивающаяся на стыке языкознания, социологии, социальной психологии и этнографии, — это:
а) этнолингвистика
б) прагматика
в) социолингвистика
г) психолингвистика
д) интерлингвистика
19. Какая из перечисленных групп, в индоевропейские языки не входит:
а) тюркская
б) германская
в) романская
г) славянская
д) иранская
20. Науками, связанными с языкознанием теснейшим образом, являются:
а) этнография, психология, социология, культурология
б) этнография, география, естествознание, анатомия
в) психология, физиология, анатомия, акустика
г) история, физиология, математика, социология
д) социология, публицистика, музыка, религиоведение
Объяснение:
На Черном озере
Однажды мы ночевали на Черном озере, в высоких зарослях, около большой кучи старого хвороста.
Мы взяли с собой резиновую надувную лодку и на рассвете выехали на ней за край прибрежных кувшинок – ловить рыбу. На дне озера толстым слоем лежали истлевшие листья, и в воде плавали коряги. Внезапно у самого борта лодки вынырнула громадная горбатая спина черной рыбы с острым, как кухонный нож, спинным плавником. Рыба нырнула и под резиновой лодкой. Лодка закачалась. Рыба вынырнула снова. Должно быть, это была гигантская щука. Она могла задеть резиновую лодку пером и распороть её, как бритвой.
Я ударил веслом по воде. Рыба в ответ со страшной силой хлестнула хвостом и снова под самой лодкой. Мы бросили удить и начали грести к берегу, к своему биваку. Рыба всё время шла рядом с лодкой.
Мы въехали в прибрежные заросли кувшинок и готовились пристать, но в это время с берега раздалось визгливое тявканье и дрожащий, хватающий за сердце вой. Там, где мы спускали лодку, на берегу, на примятой траве стояла, поджав хвост, волчица с тремя волчатами и выла, подняв морду к небу. Она выла долго и скучно; волчата визжали и прятались за мать. Чёрная рыба снова у самого борта и зацепила пером за весло.
Я бросил в волчицу тяжелым свинцовым грузилом. Она отскочила и рысцой побежала от берега. И мы увидели, как она пролезла вместе с волчатами в круглую нору в куче хвороста невдалеке от нашей палатки.
Мы высадились, подняли шум, выгнали волчицу из хвороста и перенесли бивак на другое место.