1)Иль взор унылый не найдет Знакомых лиц на сцене скучной, И, устремив на чуждый свет Разочарованный лорнет, Веселья зритель равнодушный, Безмолвно буду я зевать И о былом воспоминать?(и. Иль) 2)Но, боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь!(но) 3)Зато читал Адама Смита, И был глубокий эконом, То есть, умел судить о том, Как государство богатеет, И чем живет, и почему Не нужно золота ему, Когда простой продукт имеет. Отец понять его не мог И земли отдавал в залог.(и) 4)Давно ль для вас я забывал И жажду славы и похвал, И край отцов, и заточенье? (И)
Деепричастие — неизменяемая форма глагола — самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?2. РОЛЬ деепричастия в речи Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно. Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей. 3. ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном текстеОбразец 1Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы. Деепричастный оборот «снег почуя понять действие лошадки. Она «плетётся», т. к ей трудно передвигаться с грузом по снегу. Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести. Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое. Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.