Серьезный, миловидный юноша на «Портрете сына» великого мастера кисти Тропинина – центральный и единственный объект картины, и на его лице, освещенном теплыми отблесками солнца, по задумке автора концентрируется все внимание зрителя. Этот портрет написан с любовью, самыми сердечными чувствами, и это ощущается в чертах детского лица, в мягком освещении, падающем на профиль мальчика.Его светлые волнистые волосы своим нежным поцелуем золотит закатное солнце, взгляд его больших миндалевидных глаз открыт и внимателен, а чистый, высокий лоб свидетельствует об уме и хороших задатках. Благодаря спокойной серьезности, проницательности во взоре и внутренней уверенности, которая подспудно ощущается в этом юном обличье, мальчик выглядит намного старше своих лет, однако трогательный румянец и нежно-розовый оттенок мочки детского уха не дает обмануться в его истинном возрасте. И, несмотря на чинность и неподвижность позы, в этом юнце чувствуются свойственные его годам энергия и решительность, словно еще мгновенье – и он вприпрыжку убежит с ватагой своих бойких и шумливых сверстников. Приятные черты этого лица дают довольно отчетливое представление и о характере мальчика. Его большие и пухлые губы говорят о доброте и искренности, еще по-детски округлые, но уже сформировавшиеся скулы свидетельствуют о твердости принципов, а милый разлет тонких темных бровей показывает природную веселость нрава. Невероятными бы показались жестокость, равнодушие или сухость человека, обладающего столь открытым и привлекательным лицом. И сын художника – явное подтверждение влияния внешних черт на склонности натуры. Примечательной для наших дней является одежда юноши, тогда как в тот период времени они считалась обыкновенной для мальчиков из большинства трудолюбивых семейств. Это пестрая рубашка с аккуратно подшитым белым воротничком, распахнутым на груди и оставляющим на обозрение молодую, но уже сильную шею. Это плотный, простого покроя пиджак из темной практичной ткани. Таким же образом могло одеваться большинство простых мальчишек того времени, меняя свой наряд лишь изредка, по великим церковным праздникам. В сотворенный с необычайной нежностью портрет сына художник вложил свою душу, оставляя потомкам чудесный, чистый детский образ.
Жилин хорошо знает жизнь. Он небогат и может надеяться только на себя. Костылин изнежен, хорошо обеспечен; в плену он сразу же принимает условия выкупа. Жилин деятелен, наблюдателен, дружелюбен даже по отношению к пленившим его горцам. Костылин пассивен, подавлен, замкнут, не в сложной ситуации принять самостоятельное решение. Жилин подтянут, легок в движениях, терпеливо переносит боль и голод. Костылин грузен, слаб физически, болен. Его жизненных сил не хватает, чтобы без со стороны родных выбраться из плена. Жилин борется за свою жизнь и не теряет человеческого достоинства. Костылин не справляется с трудностями и в условиях плена деградирует как личность.
Жилин деятелен, наблюдателен, дружелюбен даже по отношению к пленившим его горцам. Костылин пассивен, подавлен, замкнут, не в сложной ситуации принять самостоятельное решение.
Жилин подтянут, легок в движениях, терпеливо переносит боль и голод. Костылин грузен, слаб физически, болен. Его жизненных сил не хватает, чтобы без со стороны родных выбраться из плена.
Жилин борется за свою жизнь и не теряет человеческого достоинства. Костылин не справляется с трудностями и в условиях плена деградирует как личность.